Казань, ул. Баумана 52

Город эстетов, модников и звезд

Марракеш, таинственный город африканского Магриба, в последние годы превратился
в место паломничества самых притязательных и состоятельных людей, да и просто туристов со всего мира.

Jet Set под сенью пальм

Кто не слышал о Монте-Карло, Лазурном береге и Сен-Тропе, Портофино на Сардинии, Майами во Флориде? В сознании людей эти места на карте мира давно ассоциируются с отдыхом и богатством. Но c недавних пор в сиятельной когорте VIP-курортов прибыло. У состоятельных искателей экзотики, приключений и удовольствий (а также тех, кто пытается им подражать) появился новый фаворит – чудесный, загадочный, непривычный и роскошный Марракеш.

Его открыли для себя в свободные семидесятые и сделали модным такие небожители XX века, как кутюрье Ив Сен-Лоран и Пьер Бальмен, декоратор Бил Уиллис. Одновременно с ними это райское место облюбовали птенцы золотых гнезд – наследники Hermes Ксавье и Патрик. Именно эти люди своим присутствием создали благоприятную среду, которая привлекла остальных. Сливки общества потянулись в неизвестный им до этого город на северо-западе Африканского континента. Древние «рияды» – отгороженные от мира глухими стенами строения с внутренними двориками – перестраивались в великолепные комфортабельные дома. Так, экс-владелец Vogue князь Жан Понятовский, решивший отдохнуть от суетливой Европы, обосновался в районе Пальмарэ (Пальмовая роща). Семейство Аньелли (владельцы Fiat) и итальянская кинозвезда эпохи неореализма Айра де Ферстенберг тоже превратились в завсегдатаев этих мест. Вскоре и само искусство волшебного луча нашло Марракеш. Завораживающий изысканной красотой и дивными садами дворец La Mamounia, бывшая резиденция султана Мулай эль-Мамуна, который в XX веке стал выполнять функции самого респектабельного отеля города, превратился в площадку для престижнейшего международного кинофестиваля, главную премию которого, «Золотую звезду», ежегодно оспариваютсамые известные и популярные актеры и режиссеры мира.

Богема, эти искушенные эстеты, способные одним лишь взглядом отличить истинную ценность от дешевой подделки, были очарованы Марракешем и признали его своим. С тех пор эта знойная, до краев полная экзотики точка на карте манит и притягивает, как магнит, всех, кто знает и ценит подлинный вкус жизни.

Знаменитые кулинары и рестораторы (в том числе и Ален Дюкасс, о котором рассказывал прошлый номер Linea d`L, также открыл здесь свое заведение) и ультрамодные диджеи приезжают сюда, чтобы неповторимые вечера Марракеша остались незабываемыми.

Именно благодаря Марракешу жилища состоятельных европейцев и американцев приобрели неповторимый восточный колорит, родилась мода на декор а-ля дом арабского купца или, если есть неудержимая тяга к роскоши, дворец эмира. Вслед за элитой восточный стиль – различные предметы декоративного искусства и аксессуары – поселился в домах рядовых европейцев. Марокканские резчики по черному дереву потеряли покой и сон, один за другим выполняя заказы на изготовление мебели и дверей. Местные изделия из кованого железа и чеканной меди стали очень популярными и приобрели мировую известность, а владельцы скобяных лавок Марракеша превратились в богачей. Не меньшую славу приобрели работы горшечников, использующих глину и таделакт – мягкое, эластичное вещество, произведенное на основе марокканской извести.

Город - сказка, город - мечта

Восточный стиль  – различные предметы декоративного искусства и аксессуары – поселился в домах рядовых европейцев
Восточный стиль  – различные предметы декоративного искусства и аксессуары – поселился в домах рядовых европейцев
Марракеш славен историческим прошлым. Согласно преданию, город был основан в самом начале XI века воином Юсуфом ибн-Ташфином, основателем династии Альморавидов, на месте оазиса. Марракеш стал западным форпостом ислама. Он очень быстро разросся, обрел важное политическое и торговое значение, со временем превратившись в столицу гигантской империи, подчинившей себе весь Магриб, южную Испанию, Тунис и Алжир. От той овеянной легендами эпохи сохранился участок глинобитной крепостной стены, когда-то окружавшей лабиринт переплетающихся улочек Медины. Общая протяженность стен, опоясывающих старинную часть города, составляет 12 километров, они включают в себя 202 прямоугольные башни. Входом в Медину служат девять ворот, которые вплотьдо шестидесятых годов прошлого века запирались на ночь, чтобызащитить город от нападений орд кочевников-разбойников.

Целью грабителей на протяжении многих столетий были четыре позолоченных медных шара, венчающих самый высокий в городе, семидесятиметровый минарет восьмисотлетней мечети Кутубия. Дело в том, что с этим сооружением связана легенда. По преданию, жена султана Якуба эль-Мансура в знак покаяния перед Аллахом за чревоугодие отдала мужу все свои золотые украшения, которые были переплавлены в те самые шары. Придворные астрологи утверждали, что удерживать их на такой высоте помогает влияние планет. С тех пор любой уважающий себя авантюрист, вожак разбойничьей шайки или глава воинственного кочевого племени пытался завладеть этим «сокровищем».

Буквально от каждого места в этом городе веет сокровенной, недоступной пониманию европейца тайной. Оказавшись здесь, ты совершаешь не только путешествие на другой континент, тебя, словно путешественника во времени, переносит в далекое прошлое. Запряженные ослами деревянные повозки, люди в традиционных одеждах, вид и покрой которых не изменился со времен могущественных султанов, лавочки ремесленников… Улицы Марракеша полны средневекового обаяния во многом благодаря своим обитателям: бродячим торговцам, заклинателям змей, гадалкам, водоносам в красно-белых одеждах с мохнатыми бурдюками и колокольчиками, танцорам и музыкантам, рассказчикам волшебных историй. Теперь это – реальность, а ноутбук в дорожной сумке и обрезанные по колено джинсы туриста выглядят уже как некий анахронизм.

Импровизированная площадка заполняется пожирателями огня, акроБатами из амесмеса и танцорами-целителями гануа.

Праздник цвета

Марракеш – это буйство ярких цветов. Что и понятно: девять месяцев в году здесь ярко светит солнце. Представьте себе картину: бездонное голубое небо, белоснежные шапки гор Атласа и величественная панорама древнего города, стены домов которого имеют кораллово-карминный (ярко-красный) или нежно-розовый, практически телесный (марокканская охра) оттенок. Не зря самая старая часть Марракеша, Медина, носит название «Красный город».

Создается ощущение, что здесь люди соперничают с природой, вслед за ней создавая свое пиршество красок. Внутренние стены домов тут принято покрывать богатыми узорами, а тарелки, вазы, салатницы, чашки, даже ножки ламп сияют тысячами ярких и насыщенных цветов.

Это сказочное место сделало по-восточному щедрый подарок миру искусства, насытив палитру, воспринимаемую глазом, двумя новыми оттенками: красного (marrakesh) и синего (majorelle). На создание первого, как вы уже поняли, художников вдохновили дома Марракеша, а второго – сияющие безоблачные высоты и… вилла Ива Сен–Лорана, выполненная в этой цветовой гамме. Последнее, конечно, шутка. На самом деле цвет нашел и дал ему свое имя французский художник Жак Мажорель, помимо полотен подаривший городу чудесный сад, который он вырастил своими руками. Стоявший в саду павильон до самой смерти живописца в 1962 году служил ему студией. Позже павильон приобрел маэстро моды, частично переделавший его в собственный дом для отдыха, а частично – в музей исламского искусства.

Другие великие художники, такие, как один из классиков импрессионизма Анри Матисс и выдающийся авангардист русского происхождения Николя де Сталь, также черпали вдохновение в видах и красках Марракеша. Художник-любитель сэр Уинстон Черчилль был настолько очарован городом, что написал здесь одну из своих картин, единственную за годы Второй мировой войны, и подробно описал столицу Магриба в мемуарах.

Чраво Марракеша

Марокканские ремесленники очень ловко управляются своими... 20 пальцами. Уличные мастера нередко помогают себе ногами.
Марокканские ремесленники очень ловко управляются своими... 20 пальцами. Уличные мастера нередко помогают себе ногами.
Для того чтобы сполна насладиться древней атмосферой и почувствовать себя частью экзотического «представления», необходимо побывать на знаменитой площади Джема эль-Фна, включенной в список мирового наследия ЮНЕСКО. Это самый настоящий двор чудес, который непременно пришелся бы по вкусу Виктору Гюго! Начнем с того, что это сказочное место преследует тебя повсюду, куда бы ты ни отправился: в конечном счете обязательно окажешься здесь. Все улицы и бульвары Марракеша ведут именно на эту площадь, которая каждое утро превращается в гигантский рынок под открытым небом. Сук – так зовется сверкающий сочными красками, поражающий воображение своим разнообразием, сводящий с ума сочетанием самых разных запахов огромный восточный базар. Подобные можно найти и в Турции, но они будут лишь бледными копиями для любого, кто видел и познал марокканское изобилие. Местные мастера знают, как угодить разборчивым туристам. Все, от обыкновенных кожаных туфель без задника до искусно сделанной медной люстры, дышит историей.

Как и двери, украшенные великолепной кованой чеканкой, – гордость Марракеша. Среди них иногда попадаются настоящие реликвии, но, как правило, то, что предлагают марокканские умельцы, является всего лишь стилизацией под прошлое. Настолько искусной и филигранной, что туристы покупают эти двери и вешают на стены своих комнат, словно живописные полотна.

Огромная Джема эль-Фна порой кажется безбрежным морем. На этом обширном пространстве каждому ремеслу отведен целый импровизированный квартал: сук торговцев скобяными изделиями скрежещет и грохочет, сук антикваров таит в себе россыпи сокровищ, сук пряностей опьяняет ароматами Востока.

Вечером площадь преображается. Прекрасный африканский закат раскрашивает город в пунцовые тона, а Джема эль-Фна превращается в огромную театральную сцену. Импровизированная площадка заполняется пожирателями огня, акробатами из Амесмеса и танцорами-целителями гануа – потомками черных рабов из Гвинеи, бывших в услужении у мавританских султанов и считающихся родоначальниками транс-музыки. Начинается увлекательный спектакль, разыгрываемый как по нотам. Его актеры начинают складывать огромные живые пирамиды, их виртуозные прыжки и пируэты приводят в восторг сотни зевак, традиционно собирающихся по вечерам на площади в поисках развлечений.

Когда сумерки поглощают Марракеш, главная площадь города вспыхивает множеством огней и превращается в гигантский ресторан под открытым небом. Звучит музыка, дымятся чаны с яствами, владельцы харчевен на все лады зазывают гуляющих.

Инфо туризм

Передвижение

Для осмотра города можно заказать такси, причем на день или два. Это обойдется вам в 1000 дирхемов (около 100 евро) за день, и 800 дирхемов (около 80 евро) будет стоить экскурсия в Эс-Сувейру – город, расположенный на берегу моря в двух с половиной часах езды от Марракеша. Вы можете воспользоваться услугами шоферов, которые покорили нас вежливостью и учтивостью: МАДЖИД (телефон 068 25 54 01) и АБДАЛЛА по прозвищу Тарзан (телефон 061 58 14 28).

С местным прокатом автомобилей лучше не связываться: сервис этих контор оставляет желать лучшего, манера езды марокканских автолюбителей будет все время держать Вас в напряжении. Для неспешной прогулки по авеню Мохаммеда V можно нанять кэб.

Чем полакомиться

На территории Медины и на крупных улицах Гелиза расположено довольно много ресторанов и кафе. Их посещение будет стоить вам от 4 до 15 евро. Рекомендуем попробовать наиболее характерные традиционные блюда:

КЕБАБ – небольшие котлетки из рубленой баранины, которые приготовят прямо при Вас;

ТАНЖИН – традиционное тушеное, очень нежное и вкусное мясо (может быть рыба, но в основном курятина или баранина) со специями и овощами, приготовленными в особой глиняной посуде конической формы;

КУСКУС – каша с кусочками баранины и овощами, которую местные жители едят руками, но туристам обязательно предложат приборы;

МАРОККАНСКАЯ ПАСТИЛА – кусочки голубя или рыбы с миндалем в кляре (нужно есть осторожно из-за мелких косточек).

Денежная единица

ДИРХЕМ. Соотношение евро к дирхему составляет 1 к 10.



Назад


© 2002-2017. Все права защищены. Учредитель и издатель журнала ООО "Лайт Компани" (420111, Республика Татарстан, Казань, ул. Баумана, д. 52). Журнал зарегистрирован в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (свидетельство ПИ № ФС77-33699) Разработка и поддержка сайта
Vydr