Казань, ул. Баумана 52

ДЕТИ СОЛНЦА

«А что, кожа цвета аспирина у нас снова в тренде?» – именно таким по-дружески мило безобидным комплиментом встретила меня давняя знакомая. Катюня на днях вернулась с Сейшельских островов и всем своим видом (честно признаться, отдаленно напоминающим головешку) излучала довольство и непререкаемый авторитет в вопросах пляжного ничегонеделанья. Впрочем, особой разницы во внешнем виде подруги до и после двухнедельного вояжа по райским островам я не заметила. Потому что Катюня и зимой, и летом, как бы это фольклорно ни звучало, всегда была одного цвета – шоколадного. Ибо в ее вполне разумной головке прочно сидела, кстати, активно культивируемая в обществе в последние десятилетия, мысль о том, что загар – это не просто преходящая мода, а символ здоровья, успеха и достатка. Насчет первых двух не уверена. А вот что касается достатка… Подозреваю, что соседний с домом Катюни солярий сколотил нехилый капитал на ее убеждениях.

Спорить с жертвой красоты я посчитала делом неблагодарным, но вот интересно, что бы сказали в пику Катюне почивший ныне Майкл Джексон, пытавшийся пойти против природы, и книжная Мамушка, нянька строптивой Скарлетт О’Хара. Хотя, относительно последней, знаю: «Кто это выставляет груди напоказ до обеда, а у этого платья ни воротничка, ни рукавчиков! И веснушки, ей-же-ей, опять высыпят. Упаси вас бог скидать шарф али шляпу, ежели солнце станет припекать, не то вернетесь черная, как старуха Слэттери». Выросшая на слезливых женских романах, в числе которых «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл занимали почетное место, Катюня не могла не знать, что исторически загорелая кожа была уделом плебеев.

Историческая справка

Стремлением к аристократической бледности на протяжении веков женщины были обязаны… богиням. Быть под стать праздным обитательницам Олимпа – светлокожим, золотоволосым и лилейноруким – давалось живущим под палящим солнцем эллинкам не так то просто. Столетиями кожу защищали от коварных лучей одеждой и отбеливали с помощью косметики.

Например, римлянки смазывали лицо разведенным в ослином молоке толченым мелом, а в эпоху Возрождения богатые дамы не жалели денег на дорогущую отбеливающую венецианскую пасту, состоявшую из свинцовых белил и уксуса, мало того, те же мел и уксус не гнушались употреблять внутрь. И на сегодня мало что изменилось, в том числе, и вселенская глупость, разве что претерпели ряд метаморфоз фасоны шляпок, да состав косметических средств. Стоит заметить, что последние так и не гарантируют стопроцентной безопасности их использования, но, тем не менее, не так явно сводят в могилу, как свинцовые белила, густо покрывавшие лица модниц вплоть до середины XIX века.

Эпоха «натюрель», когда теплое место под солнцем отвоевали естественность и здоровье, а также полное отсутствие косметики, по крайней мере, на приличных женщинах, продолжалась недолго. Светила от медицины начали подавать робкие голоса в пользу солнечных ванн. Но настоящий переворот совершила не наука, а сцена. Новым символом женского совершенства стала смуглая кожа гаремных одалисок во время Русских сезонов балета Дягилева в Париже 1910 года. А в 1920-х годах невиданную популярность среди парижан снискала чернокожая танцовщица Жозефина Бейкер. О времена, о нравы… как и десять, и пятьдесят, так и сто лет назад люди хотели как две капли воды быть похожи на своих идолов от шоубиза.

А извечный недостаток мужчин, еще более потерявших в численности после Первой мировой войны, привел дам в поисках мужского общества на первые в истории смешанные пляжи.

А тут еще капризная мода – женские корсеты, с легкой руки Поля Пуаре канули в Лету – оголила дамские спинки. И естественно загорелые они лучше смотрелись, чем мертвенно бледные. Аристократичная бледность проигралась по-крупному, ибо выдавала малейшие недостатки и неровности кожи. Свои пять копеек в эту солнечную эпопею внесла и необычайно влиятельная француженка: случайный, но весьма интенсивный загар Коко Шанель после круиза на яхте в 1923 году все дружно сочли за авангардно модную тенденцию. В том же году «Вог» напечатал рекламу ламп для загара, а прочие женские журналы иже с ним дружно кричали, что «загорелая кожа выглядит восхитительно!»

Это еще бабушка надвое сказала…

Фарфоровая икона с голливудских холмов Николь Кидман, как -то сказала: «Солнце превращает меня в чудовище!» На самом деле загар не из всех делает писаных красавиц. Все зависит от фототипа кожи, а он, являясь врожденной особенностью, не имеет привычки меняться в угоду моде. Так что если природа наделила тебя очень светлой кожей, рыжими или светлыми волосами и веснушками, лучше оставаться фарфоровой куколкой, чем «вареным раком». К тому же солнечный ожог, а загар и есть не что иное, как реакция нашего организма на ультрафиолетовое излучение, это не одна только эстетическая проблема. Согласно исследованиям последних лет, избыточное действие ультрафиолета ослабляет иммунную систему, а коварные лучи UVA и UVB, проникая на разную глубину, неоднозначно воздействуют на клетки организма.

В частности, на солнечную радиацию уже списали рост онкологических заболеваний. А если принять во внимание тот факт, что озоновая дыра над Арктикой расширила свои границы чуть ли не до российской столицы, опасаться действительно есть чего. Опять же, говоря о минусах, стоит упомянуть и о плюсах. Под воздействием солнца вырабатывается витамин D, помогающий бороться с депрессией и стрессами, оказывающий положительное влияние на циркуляцию крови на кости и гормональную систему. Но для получения «солнечного гормона» достаточного всего десятиминутного пребывания на солнце, а не полдневного тления на пляже.

Ультрафиолетовое излучение благотворно воздействует на течение некоторых кожных заболеваний, в том числе и неизлечимых: псориаз, нейродермит, экзема и прочие.

Так как понять тебя, светило? И с тобою плохо, и без тебя тоже плохо. Ну, как тут не вспомнить мудрое: «Что излишне, то не впрок».

SunБлок

Первыми от «солнечной» революции опомнились косметические марки. «Солнце угрожает вашей красоте», – гласил рекламный плакат увлажняющего крема Helena Rubinstein, ссылаясь на слова чикагского доктора У. А. Эванса: «Загар сушит кожу, а значит, может стать причиной преждевременного ее старения».

Тем не менее, первыми пользователями первого солнцезащитного средства под названием «Ледниковый крем», появившегося в 1938 году стараниями химика Франца Грейтера, стали альпинисты. Еще одна фокус-группа – американские солдаты, во время Второй мировой войны воевавшие на Тихом океане и очень хорошо прочувствовавшие на себе все прелести палящего солнца. Им досталось изобретение фармацевта Бенджамина Грина. Крем Red Vet Pet на основе ветеринарного вазелина смягчал и успокаивал обожженную кожу, и, о чудо!.. он еще и блокировал солнечное излучение. Вот только имелся у него один существенный недостаток – ярко-красный оттенок крема превращал лицо в медную маску. В общем, химикам и фармацевтам было над чем поработать, и к 1962 году появилось такое понятие, как «фактор защиты от солнца» (SPF).

Настоящий бум солнцезащитные средства пережили в 80-е годы прошлого века. Подобный «расцвет» был обязан печальной медицинской статистике. Но ни угроза онкологии, ни раннего старения кожи не могли совершить еще одну революцию и реинкарнировать бледный цвет кожи. Единственное, что удалось внушить народу, как один желавшему выглядеть здоровыми и привлекательными (вот парадокс!), это необходимость использования солнцезащитных кремов.

Умный загар

Только, уважаемые единомышленницы Катюни, не говорите мне, что он начинается с солярия. Правильный загар начинается с… знания. О том, что:
  • Кожа среднестатистического человека начинает краснеть после 6-10 минут нахождения на солнце. Это максимум для относительно безопасного загара для незащищенной кожи.
  • Лучшую защиту от вредных лучей, дает все-таки не солнцезащитный крем, а одежда, особенно льняная и хлопковая.
  • Спасение от солнца в тени редких пальм и под пляжным зонтиком обманчиво – рассеянный ультрафиолет достанет вас и там.
  • Использование защитного крема – недостаточное оправдание желанию подольше полежать на солнце. Некоторые органические УФ-фильтры в составе средств могут проявлять фотореактивность, то есть попросту распадаться при долгом воздействии ультрафиолета, оставляя вашу кожу без защиты, и еще образовывая при этом свободные радикалы.
  • К тому же проводить часы под палящими лучами просто не имеет смысла: максимум через 50 минут образование в коже меланина , ответственного за загар, прекращается.
  • Не стоит путать «солнцезащитные средства», «средства от загара» и «средства для загара». Средства от загара, содержащие смягчающие средства помогают восстановиться коже после
  • воздействия ультрафиолета. Средства для загара – это не что иное, как автобронзат или автозагар. Ни то, ни другое от солнечного излучения вас не защитит. Это под силу только солнцезащитным средствам, этикетка которых содержит информацию о количестве
  • SPF. Утраченный за зиму меланин восстанавливается постепенно. Поэтому в первые дни на солнце следует пользоваться средствами с высокой степенью защиты – SPF 25, 30 и выше. Средняя степень защиты – с индексом SPF от 2 до 20 – понадобится тогда, когда кожа уже привыкла к солнцу и на нее лег первый загар.
  • Для пляжа следует приобретать средство с маркировкой Waterproof. Оно образует плотную пленку на коже и по той же самой причине не стоит выбирать его для ежедневного использования.
  • Маркировка sunblock означает, что средство блокирует доступ УФ-лучей к коже и подойдет тем, для кого ультрафиолет полностью противопоказан.
  • Не надо покупаться на рекламу «натуральных» солнцезащитных средств – они еще в стадии разработки, а соответственно их эффективность оставляет желать лучшего. Например, меланин в составе крема – плохой защитник, так как он лучше всего работает там, куда его поместила природа – внутри клеток.
  • Сам факт покупки солнцезащитного средства – не гарантия вашей защиты. Им надо пользоваться.

Не так страшен черт?..

Успокоительно высокие значения солнцезащитного фактора – SPF, широкий спектр действия (UVA/UVB), гель алое, масло ши, полисахариды, антиоксиданты (витамины Е, С), растительные
экстракты… Вроде все тип-топ и кожа, «сдобренная» подобным коктейлем в составе солнцезащитного крема, должна возрадоваться и стать гладкой, и шелковистой, с приятным оттенком бронзы или шоколада. Только этикетки «солнечных» линий косметических средств содержат куда более интересную и не менее полезную информацию. Поскольку загорать с солнцезащитными средствами может быть не менее опасно, чем жариться на солнце без всякой защиты. Во-первых, солнцезащитное средство, имеющее высокий SPF, а следовательно, надежно защищающее кожу от солнечного ожога (то есть от B-лучей), вовсе не обязательно настолько же эффективно преграждает путь А-излучению. В итоге люди убаюкивают себя ощущением безопасности и получают вожделенный загар на протяжении обещанных этикеткой 200 безопасных минут… но со всеми вытекающими последствиями от бесконтрольного воздействия А-лучей. Во-вторых, химические вещества в составе солнцезащитных кремов отнюдь не так безопасны. Нужно обладать просто детской наивностью, чтобы принимать на веру то, что ни с кожей, ни с солнечным излучением они не реагируют и внутрь организма не попадают. В частности, гонению подвергся один из распространенных УФ-фильтров органического происхождения – оксибензон (бензофенон-3). Его обвинили в том, что он способен проникать в организм и накапливаться там, провоцируя гормональные нарушения. Вместе с тем даже, казалось бы, такие «безобидные» растительные экстракты в составе средства могут вызвать сильнейшую аллергию. Тем не менее, не нужно впадать и в другую крайность и рассматривать любое солнцезащитное средство как потенциально опасное. Как правило, страшны не кремы и лосьоны сами по себе. То, как мы их применяем, превращает их из защитников в фактор риска.

Назад


© 2002-2017. Все права защищены. Учредитель и издатель журнала ООО "Лайт Компани" (420111, Республика Татарстан, Казань, ул. Баумана, д. 52). Журнал зарегистрирован в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (свидетельство ПИ № ФС77-33699) Разработка и поддержка сайта
Vydr