Казань, ул. Баумана 52

Она написала будущее…

Иногда пара слов делает человеку судьбу. Яркую ли, счастливую ли, печальную ли, похожую на бурную изворотливую горную речку или на тихую заводь, но обязательно прописанную, если не в мыслях и чаяниях человека, то – черным по белому где-нибудь под красивой обложкой и твердом переплете. Что это? Сюжет новой книги? История писателя, «управлявшегося со словами, как умелый дрессировщик?» Или это еще одна загадка человеческого мозга? А что если и вправду, написать книгу – значит написать судьбу?

Ваше творчество – исключительно художественный вымысел, или в нем прослеживаются автобиографические моменты?
В «Писателе» главный герой – мужчина. Когда я закончила книгу, мои близкие сказали: «А ты сама поняла про кого ты написала? Да ты про себя написала!» И я подумала, какое счастье, что
я умею писать, что я могу выразить ту часть себя, которую сама не понимаю. Очень много автобиографических моментов. И потом, я - человек очень страстный. Очень. И книга стала по существу отражением моего темперамента.

В «Писателе» и рассказе «Ведьма» очень много чего-то такого потустороннего. Вы суеверный человек?
Суеверный. Но в том плане, что я не то чтобы верю в какие-то приметы. Скорее в то, что запланированное мной, как правило, сбывается. И я точно знаю, если у меня что-то не получилось, это отнюдь не Судьба, или стечение обстоятельств. Просто я это не спланировала или по-настоящему не захотела сделать.

Верите в материализацию мысли?
А книга как раз про писателя, у которого сбываются книги.

Хотите сказать, что в основе лежит эзотерическая мысль о том, что человек сам творит свою реальность, правда, у вас Писатель творит еще и чужую?
Жизнь, как и книга – это моя творческая мастерская, моя иллюзия, моя фантазия. Этой способностью – материализовывать свои желания на самом деле наделены все. Это происходит даже помимо нашей воли. И если в жизни человека ничего не происходит – значит, человек ни о чем не мечтает. Этому нас еще Станислав Лем учил в «Солярисе», помните, когда герои входили в комнату, в которой сбывалось самое заветное желание, один из них сказал: «А я не знаю, какое у меня заветное желание. Поэтому не пойду туда, вдруг оно сбудется – а я даже не имею представления, что это такое».

Говорят, что даже мечтать – нужно по всем правилам….

Так и есть. В моей книге «Анатомия успеха», которая как раз готовится к изданию, на своем примере я по шагам показываю, как сбываются мечты. Как их понять, как их в себе обнаружить и как их сделать своими. Иногда вот наблюдаешь рекламу всевозможных обучающих тренингов, которые обещают сделать из вас успешного человека. Многочисленные предложения объединяет одно: первый пункт программы – постановка цели. И думаешь: вот это они прыгнули! До постановки целей пропущено шагов двадцать. А сама постановка цели – это, в общем-то, и есть конечный результат. На сегодня мне сорок семь лет, и сейчас я могу сказать, что я, по крайней мере, научилась видеть, где моя цель, а где мамина, бабушкина и Семена Семеновича…

То есть большинство из нас живут ради достижения чужих целей?
Да, именно так. Банальный пример, когда ребенок, скажем, идет учиться в музыкальную школу, потом поступает в консерваторию, и только потому, что родители хотят видеть в нем великого
музыканта.

В жизни человека бывают моменты, когда ему, несмотря на старания, никак не дается добиться желаемой цели. Как поступить в этом случае: упорно добиваться своего или уступить обстоятельствам и подождать?
Во-первых, если что-то не получается, иногда все-таки стоит сделать шаг назад, ни в коем случае не принимая это за поражение. Заняться на время чем-то другим. Упорство может сослужить плохую службу. Во-вторых, человеку присуща противоречивость в своих желаниях. В нем одновременно живут и стремление достичь цели и стремление ее не достигать. Об этих внутренних противодействиях я тоже подробно рассказываю в «Анатомии успеха». Скажу только, что в этом вопросе очень помогает векторная геометрия. И потом, человек очень зависим от семейного воспитания.

Все мы родом из детства...
Если родители были оптимистами, сильными, уверенными, то скорее всего ребенок будет таким же. Опять же, часто люди говорят «Ой, боюсь, что…» Вот вы и читайте между строк, что человек думает о своей жизни… «я боюсь, я боюсь…» или «я не знаю…» И этим программирует свою жизнь. Слово – это энергия. И каждый человек, который пишет, будь то писатель, журналист и т.п., по большому счету – колдун. Мы колдуем словами. Мы кодируем ими нашу жизнь. И хороший писатель тот, чьи слова достигают сердца.

На писателе испокон века лежит своего рода ответственность… Ваш главный герой Иван – хороший писатель, но по ходу сюжета его слова убивают: он сознательно начинает вычеркивать людей из их собственной жизни.
Он получил власть – это тяжелое бремя. И никаких если. Это моральный выбор человека, остающегося один на один со своей совестью.

Писательская профессия может быть опасна не только для окружающих, но и для него самого: частенько события, которые описываются на бумаге, материализуются в жизни самого автора. Тот же Флобер, описывая предсмертную агонию мадам Бовари, непостижимым образом сам натурально переживал все симптомы тяжелого отравления. С другой стороны, люди настолько
привыкли ежедневно получать свой «стаканчик адреналина», что читать про лютики-цветочки вряд ли кому захочется…

А Иван тоже про это говорит, что если он будет писать про кроликов, то его никто не будет читать… И найти в данной ситуации дверь с надписью «Выход» я весьма затрудняюсь. Я хотела
написать позитивную книгу, интересную, философскую, без негатива, современную, без экзальтации… это трудно. Без дешевых сцен и болезненного увлечения кровавыми мальчиками. Книга всегда только сама о себе, читатель следует в ней за историей, развивающей сама себя.

Вряд ли книги о кроликах и зеленой травке заставят думать и иметь какое-то влияние на общество?
Я вам сейчас такую крамольную вещь скажу… Мне кажется, что это только в России считается, что постоянно думать и искать какие-то ответы – это правильно. Цель жизни человека – быть счастливым. Думать и быть счастливым – это не родственные вещи. Счастье – это простые эмоции, а не работа человеческого ума. Не случайно все восточные философии ведут человека к состоянию нирваны, успокоению ума, просветления…

А можете припомнить книгу, над которой смеялись взахлеб? Вас когда-нибудь радовала  литература до душевного просветления?
Андрей Кнышев и его книга под названием «Книга». Очень смешная. Еще люблю Ильфа и Петрова. Смеюсь буквально на каждой строчке. Чем ее больше читаешь, тем она кажется смешнее.

Последняя книга, которую вы прочитали?
Это книга Курпатова про мужчин и женщин.

Что ценного почерпнули?
Что я ничего не понимаю ни в мужчинах, ни в женщинах. И считаю, это очень хороший результат от прочтения книги, поскольку у тебя открываются глаза на эту дилемму.

Есть люди, с мнением которых вы особенно считаетесь?
Да, конечно. Для меня важно, чтобы у человека, с мнением которого я считаюсь, у самого слова с делом не расходились.

Самый ценный совет, который вы получили в жизни?
«Радуйся жизни!»

Ваша отличительная черта?
Мне всегда кажется, что любой человек, с которым я общаюсь, – умнее меня, важнее и гораздо значительнее, что он знает Я очень сильно завишу от общения с другим человеком.
Несмотря на весь свой позитив, легко поддаюсь на чужие настроения, настраиваясь на волну другого человека больше меня или знает то, чего не знаю я. А я проще. У меня есть одна знакомая писательница в Швеции – Дора Карлштейн, в 2008-2009 годах она получила российскую премию «Золотое перо» и как-то узнала про мою книгу. Сама она пишет философскую прозу, а мне сказала: «Марина, вы упали в моих глазах, потому что нельзя писать всякие повести, нужно писать философскую литературу, которая останется в веках! Вы что, хотите уподобляться тем, кто будет ее читать?!» А мне хотелось написать не «вечную», а просто интересную книгу. И своего читателя я считаю гораздо умнее себя. Я даже его побаиваюсь и отношусь с некоторым трепетом. Люди чувствуют, как к ним относятся.

На вашей страничке в Интернете есть такая фраза – «стоит прочитать те книги, которые пишут новые писатели». Что в вашем понимании «новый писатель»?
Вы знаете, сюжетов в мире не так уж много и все истории уже случились. Новый писатель – это новый взгляд, новая философия жизни. И его предназначение – оправдать человека перед
самим собой. Слишком много чувства вины у моих современников, перед родителями, перед детьми, перед окружающим миром.

Чувство вины, как и чувство долга – очень тяжелая ноша... Сейчас церковь не несет той функциональной особенности, точнее, она отошла на второй план, когда человек снимал с себя
чувство вины на исповеди. Человеку отпускали грехи, и он с легкой совестью, скажем, начиная с понедельника, начинал жить с нового, чистого листа. А теперь человек, по сути, лишен этого механизма, а продолжать совершать ошибки не перестал.

Сегодня некой альтернативой церковной исповеди можно считать поход к психологу. Это очень распространено на Западе, а у нас почему-то к этому относятся предвзято. Я думаю, в этом кроется общее неуважение к душе, пренебрежительное отношение к своему внутреннему состоянию. Это тоже типично российская черта.

А насколько вы в курсе того, что у нас, в России, происходит? Что удивляет и не укладывается в рамки западного понимания? Ваши взгляды претерпели какие-то перемены?
Кардинально. Человек, живущий в России, как-то по-детски непосредственно, более открытый, более живой. Россиян можно сравнить, на мой взгляд, с итальянцами. И у тех и у других эмо-
циональный диапазон полный. У европейцев – чуть-чуть интереса, чуть-чуть расстройства. Не случайно музыканты, артисты говорят, что самая благодарная публика – в России. Европейцы, в
частности, шведы, более ограниченны эмоционально. Их настроение, как правило, стабильно в течение дня. Со стороны это можно принять за холодность, но это не так. Европейская душа – это линейно-логичное образование: эффективно – не эффективно, рационально-не рационально. Это их способ мышления. У русских же всегда присутствует третья составляющая, символизирующая знаменитую «русскую душу»: да-нет-не знаю, нравится-не нравится – «не понтово», или хочу-не хочу-«что-то мне в лом». Это нелинейная логика, или, скорее, женская. У Европы – мужской тип мышления. Когда я приезжаю в Россию я всегда немного нервничаю, потому что, здесь никогда не знаешь, что будет. Швеция в этом плане более организованная страна. Она живет по четко установленному порядку и случайности сведены до минимума.

Можно сказать, что Швеция приняла вас? Вы комфортно там себя чувствуете? В своей тарелке?
Нет. И не потому что, Швеция меня не приняла. А потому, что я – русская. Я русская до глубины души. И – иностранка, а значит – национальное меньшинство.

Ни разу не пожалели, что уехали из России?
А чего мне жалеть? Когда взгрустнется – приезжаю в Россию. Устаю от бесконечного российского «драйва» – возвращаюсь обратно. Конечно, был период, когда я ностальгировала, пока не поняла, что можно в любой момент приехать, подышать родным смогом. Кстати, в Казани намного лучше, чем в Нижнем Новгороде. Мне обалденно понравилась Казань, я прямо
влюбилась… город показался очень чистым, ухоженным, даже современные здания здесь построены по каким-то интересным архитектурным проектам.

А как вы познакомились со своим мужем?
На вокзале, в Стокгольме. Я приехала в короткую поездку, и мы буквально столкнулись лбами. До головокружения. И он, как добрый шведский мужчина, повел меня в кафе, для того, чтобы я пришла в себя. Разговорились, несмотря на то, что на тот момент у меня был плохой английский. Понадобилось всего лишь две недели, чтобы понять, что наше столкновение было неслучайным.

Вы верите в знаки Судьбы? Точнее, умеете их видеть, замечать?
Умею. Вот вам показательная история. В моей «прошлой» жизни у меня не было ни золотых вещей, ни бриллиантов… я из простой рабочей семьи. И вот несколько лет назад я встретила
своего старого знакомого, бывшего возлюбленного, он приехал ко мне в Стокгольм, и тогда у меня на руке были какие-то беспризорные, дворняжистые часы. Он поинтересовался: «Что это
у тебя на руке?» – «Часы». – «Пошли».

– Он привел меня в самый дорогой магазин, который мы только нашли в городе, предложил мне выбрать и примерить то, что мне понравится. Я и представить не могла, что он их мне покупает. Когда мы вышли из магазина, мои старые часы он выбросил в мусорный бак. Я начала рыдать, в полной уверенности, что не достойна этих часов. На что получила очень мудрый ответ: «Ты достойна этих часов и даже больше. Теперь твоя жизнь вот такая».

В первое утро, когда я проснулась и увидела их на руке – я вздрогнула, было такое ощущение, что не часы на мне надеты, а я в них как будто вдета. С того момента моя жизнь действительно пошла в гору: у меня стало лучше с деньгами, появился собственный бизнес, мы переехали в большой дом, где есть место и для каминной, и для тренажеров, и для моих мольбертов….

Вы рисуете?
Да, я художница. Мои картины, они такие светлые. Бело-розово-голубые с цветами – это мои мечты. Их у меня уже штук двадцать-тридцать.

Говорят, если хочешь, чтобы мир тебе улыбался, улыбнись ему. Похоже, сейчас это дается вам с легкостью.
Было трудно в первой половине жизни. А сейчас, как бы нескромно это ни звучало, я – хозяйка этого мира. Я улыбаюсь и… получаю то, что хочу. В тот момент, когда кажется, что мир на нас давит, на самом деле он ищет у нас любви. Он приходит к тебе и, дергая за рукав, говорит: «Ну, полюби меня!» А ты принимаешь это за очередной подзатыльник.

Как у любого человека, у вас есть свои привычки?
Привычка жениться.

А если серьезно?
Привычка влюбляться. Я очень влюбчивый человек. Люблю любить, немножко страдать от этого, люблю встречи-расставания, письма, звонки... Я вся выткана из этого.

Что еще? Ой, ну, я все время себе что-нибудь устраиваю… какие-то проекты… наверное, это можно назвать привычкой «не скучать». Бизнес, переезд, поездки, увлечения…. Мне странно слышать от людей фразу «Как скучно жить». Как так можно? Да на скуку просто не хватает времени.

Согласно вашей «Анатомии игры», кто вы на «шахматной доске» жизни? С какой фигурой себя отождествляете?
Правду сказать или скромно?

И скромно, и правду.
В самой же книге я писала, что начинала пешкой. Сейчас я, как минимум, очень крупная фигура в каких-то своих играх, либо – игрок. А вот начала писать книгу – чувствую себя создателем. Причем игру «Напиши и издай книгу» я сама для себя придумала. И даже немножечко странно, но закономерно, в нее начали вовлекаться другие люди – у меня появился PR-менеджер, сайт-менеджер, корректор, художник, спонсор.

То есть статус «пешки», «короля», «ладьи» и прочих, по-вашему, больше ситуативный, чем обретенный раз и навсегда?
В этом и заключается наша свобода выбора. Если это мама сказала «Делаем ремонт в квартире» и мы его делаем, я – пешка. Буквально несколько дней назад меня подвозил таксист, в дороге разговорились и он начал изливать душу: «У меня кризис среднего возраста. Мне все надоело. Вроде все есть. Посадил дерево, вырастил сына, хочу достроить дом. На последнее не
хватает времени и средств. Поэтому я злой и несчастный». А все очень просто. Та часть жизни, в которой он «был должен», просто-напросто закончилась, осталась в прошлом. Теперь человек
по сути свободен, и в первую очередь свободен в выборе. Он может поставить точку на прошлой жизни и начать новую игру. Свою игру.

А что послужило мотивом написания подобной книги?
Эта книга, «Анатомия игры», написана для создателей игры, которые еще не осознали себя таковыми. Потому что самой мне пришлось очень долго доходить до ума. Мне никто не сказал:
«Знаешь, мать, а размерчик-то у тебя не тот!» Меня все время впихивали в какие-то рамки…

А в чем у вас рамки остались?
У меня осталась одна-единственная рамка, которая присуща большинству людей, – я не даю оценку самой себе. Я всегда нуждаюсь в одобрении: «Нормально я делаю?» Это называется … Кстати, в шведском и английском языках есть слово, которого нет в русском, – integrity (англ.) и integritet (швед.) – интегрити. На русский оно переводится тремя словами: досто-
инство, целостность и честность. Другими словами, это когда человек думает, видит и говорит одно и то же. Большинство людей разрывает эти вещи. Отсюда привычка лукавить… И вот в
отношении нас самих, когда мы ищем и затрудняемся дать себе оценку – это и есть недостаток интегрити.

Ну, себя любить очень трудно.
Мне один человек сказал: «Господи! Тебе нужно стать известным писателем, чтобы ты начала себя любить?!» И я ужаснулась: это правда.

Ваше пожелание читателям?
Сказать, что я желаю счастья, – в общем-то не сказать ничего. Я бы пожелала, чтобы с каждым днем время для радости увеличивалось в геометрической прогрессии.

Назад


© 2002-2017. Все права защищены. Учредитель и издатель журнала ООО "Лайт Компани" (420111, Республика Татарстан, Казань, ул. Баумана, д. 52). Журнал зарегистрирован в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (свидетельство ПИ № ФС77-33699) Разработка и поддержка сайта
Vydr