Казань, ул. Баумана 52

Леди-джаз

Она без тени смущения сообщает о том, что сама удивлена тому, как, опоздав на полтора часа, все же умудрилась попасть на нашу встречу. Потому что нет ничего страшнее вопроса времени. И все же:

- Боже мой, я счастливая женщина! Думаю об этом последние полчаса. Ведь я делаю любимое дело и получаю за это хорошие деньги – по-моему, самое идеальное соотношение, какое только может быть в жизни!..

Красивая, стильная, молодая бизнес-леди. Невероятно талантливая джазовая вокалистка, авторитетный промоутер и опытный педагог. Сильная, уверенная и немного эксцентричная.

Это Ольга Скепнер – женщина в стиле джаз

Ольга Скепнер (Olga Skepner)

Музыкой занимается с пяти лет. Получила академическое музыкальное образование: теоретическое отделение музыкального училища, теоретико-композиторский факультет Казанской государственной консерватории и аспирантура при ней. Закончила работу над диссертацией «Ономафония как феномен имени собственного в музыке второй половины ХХ ХХ – начала ХХ ХХ I веков», скорая защита которой влечет за собой статус кандидата искусствоведения. В арсенале есть и высшее филологическое образование.

С 2003 года – бессменная солистка коллектива «JAZZIA».
С 2005-го – старший преподаватель кафедры эстрадно-джазовой музыки КГУКИ.
С 2007-го – сооснователь и директор «Art Of Jazz Company».
Джаз – невероятно интеллектуальное искусство. Даже несмотря на то, что зародился он не в аристократических салонах просвещённого Запада, а под палящим солнцем североамериканских рабовладельческих плантаций. У мелодий африканских народов своеобразная ритмика и невероятная, доводящая до экстаза энергетика – она сохранилась в большинстве современных джазовых направлений. Джаз заводит с первой ноты. Но не просто «колбасит» под ритм, а заставляет думать, анализировать, и именно от этого получать ни с чем несравнимое удовольствие…

«Укушенная» джазом

Это случилось давно – больше десяти лет назад. И было очень нестандартной историей вовлечения в джаз. Обычно люди начинают с мейнстрима, с простого для понимания джаза и выдающихся классиков жанра – Эллы Фитцджеральд, Сары Воен, Билли Холидея, Луи Армстронга, Дюка Эллингтона… Я же выросла на совершенно иной музыке. На занятиях в музыкальной школе и училище играла академическую европейскую классику. А дома слушала хорошую, качественную зарубежную попсу – Стинга, Майкла Джексона, Джанет Джексон, Уитни Хьюстон, Бобби Макферрина, «Earth, Wind, Fire». Я сходила по ним с ума и недоумевала, почему у нас в стране так не поют. Особенно волновал меня Бобби Макферрин – его спонтанные, совершенно безумные трехчасовые концертные импровизации, которые удавалось найти на аудиокассетах или VHS. Пожалуй, именно с него началось понимание импровизации как таковой, ее возможностей в современной музыке. Тем более что еще в ранней юности педагоги признавали мою природную склонность к музыкальным экспериментам и композиторскому творчеству…

Но к тому, что творчество станет моей судьбой, я пришла лишь годы спустя, когда, окончив филфак и пережив увлечение пронзительной, глубоко психологичной литературой двадцатого столетия, вдруг поняла, что иду не своим путем. В душе образовался странный вакуум, а разум терзал вопрос: почему я, профессиональный музыкант, певица (четыре года параллельно с филфаком я продолжала учиться академическому оперному вокалу в музыкальном училище) провожу время в пыли библиотек?!. Ответом стала запись на профессиональной студии кавер-версии песен Уитни Хьюстон и эксперименты с всевозможными музыкальными темами. Я самостоятельно «мутировала» голос, развивала возможности эстрадного вокала. Потом было несколько попсовых проектов с разными музыкальными коллективами, какое-то время работала в Москве… Когда поняла, что мне не хватает музыкального образования, приехала в Казань. И здесь, на первом же курсе консерватории, познакомилась с Олегом Анохиным, джазовым пианистом высочайшего класса. Он, как котенка, с головой погрузил меня в свою жизнь, наполненную почти незнакомой мне, но невероятно красивой гармонией, необычными ритмическими и мелодическими фактурами импровизаций и безумной энергетикой. Это был джаз. Джаз потрясающий. И очень современный. У меня «вылетел» кусок мейнстрима, я потом уже «добирала» классику – после Дайаны Ривз, Рашель Феррелл, Кассандры Вилсон… Но, как ни странно, это благотворно сказалось на моем личном творчестве – многие признают, что у меня совершенно иное звукоизвлечение, нежели у артистов, начинавших с традиционных джазовых стандартов.

Искусство мысли и звука

Джаз для меня – очень субъективный момент. Теперь это и моя жизнь – девяносто девять процентов ее составляющих. Но если вы попросите охарактеризовать джаз несколькими словами, я, скорее всего, окажусь в замешательстве.
В последние годы в нашем городе интерес к джазу возрос невероятно. Меня это безумно радует. И, пользуясь возможностью, всем сердцем благодарю нашу публику – умную, душевную, понимающую и чувствующую. Мы организовывали концерты в Москве, Питере, в других российских городах, но нигде и никогда их не посещала столь тёплая и отзывчивая аудитория, как в Казани

Джаз невероятно многолик сегодня – даже для искушенного слушателя, не говоря уже о российской аудитории, которая в силу исторических особенностей упустила колоссальнейший пласт мировой музыкальной культуры. У нас были долгих семьдесят лет полнейшего аута, «железный занавес» которого изредка пропускал лишь жалкие отголоски западного праздника жизни. И когда джаз наконец пришёл в нашу страну, россияне с неистовым детским восторгом открыли для себя то, что во всем мире уже было спето, сыграно, «отсвинговано» десятилетия назад. Русские люди очень талантливы – благодаря своей харизме и умению схватывать тенденцию на лету, мы с огромной скоростью набираем обороты. Сегодня мир с восторгом слушает и наш джаз тоже. И все же музыкальная память большинства наших соотечественников при слове «джаз» едва ли воспроизведёт что-либо серьезнее примитивного «шуба-дуба»…

Джаз сегодня – это гибрид, в котором масса составляющих. Конечно, всегда был и будет мейнстрим, традиционный джаз. Это джазовые стандарты, все то, что мы любим безусловно – от «Hello, Dolly!» Луи Армстронга до «Summertime» Джорджа Гершвина. Многим знакомо направление, выросшее из джаза, но сейчас ставшее самостоятельным явлением – блюз. Но мало кто знает, что популярная во всем мире музыка соул и фанк когда-то тоже отпочковались от джаза. Или, например, сколь колоссально направление фьюжн в джазе… А уж об электронной джазовой музыке можно говорить до бесконечности! На мой взгляд, это сейчас самое прогрессивное явление, хотя у нас в России о нем вообще почти не знают.

All we need is JAZZ

У джаза никогда не было широкой аудитории. И никогда не будет. Мировая практика доказала, что это музыка для избранных, для очень интеллектуальной аудитории, которая свободно сочетает отдых с мировоззрением, умеет одновременно и думать и расслабляться. Мне приходилось выступать за рубежом, присутствовать на концертах звезд в Европе, Америке. Публика Европы очень интеллигентная, воспитанная, с высоким уровнем музыкальной культуры. Она удивительно выдержанная, особенно в Германии. И очень искушенная – европейцев сложно чем-либо удивить. Эта аудитория много знает о джазе, хорошо в нем разбирается. Невероятно горячий слушатель в Америке. Но тоже искушенный – это не удивительно, ведь стольких культовых джазовых клубов, как в Нью-Йорке, нет, пожалуй, больше нигде… В Казани публика, пусть и не очень искушённая, но тёплая, верящая. Ее если зацепишь чем-нибудь однажды, она останется преданной тебе до конца.

В последние годы в нашем городе интерес к джазу возрос невероятно. Меня это безумно радует. И, пользуясь возможностью, всем сердцем благодарю нашу публику – умную, душевную, понимающую и чувствующую. Мы организовывали концерты в Москве, Питере, в других российских городах, но нигде и никогда их не посещала столь теплая и отзывчивая аудитория, как в Казани. Не знаю, с чем это связано, но меня здесь любят как промоутера – я много раз краем уха слышала о том, что если Скепнер привозит артиста, значит это действительно достойный, значимый музыкант, высочайшее исполнительское и организационное качество. Быть может, публика видит, что я отдаюсь своему делу полностью – зная эту музыку «изнутри», будучи безумно в нее влюбленной, я никогда не позволю себе каким-либо образом скомпрометировать джаз. Честно говоря, первое время я даже денег на организации концертов не зарабатывала – для меня было важно донести до людей то, что сама хорошо знаю и люблю…

Сегодня джазовое направление в нашем городе развивается очень активно. Год назад открылось джаз-кафе «Старый рояль». На открытии выступали музыканты высочайшего уровня - трио Евгения Борца с Сергеем Хутасом и Александром Зингером в составе. Этим артистам, в числе лишь немногих наших соотечественников, удалось записать свой альбом на престижнейшей мировой студии ECM (Edition Of Contemporary Music). «Старый рояль» сейчас настолько полон! Вечерами там сложно отыскать свободный столик. Каждый день – живая джазовая музыка, хорошие казанские артисты. Раз в месяц – крупные российские и международные звезды. Скажу по секрету, что очень скоро в Казани откроются еще две джазовые точки – там сейчас заканчиваются работы по дизайну внутренних помещений. Одним из таких мест станет «Дом В.Аксенова» – музей писателя, который просто обожал джаз… Все эти события радуют ещё и потому, что культура качественного звучания не просто навязывается откуда-то сверху, а становится потребностью - люди наконец-то научились разбираться в музыке! Они устали от засилия наскоро сделанной попсы, «фанеры», звучащей из динамиков федеральных каналов TV и большинства FM-радиостанций. Огромный прорыв произошёл благодаря фестивалю «Сотворение мира», несколько лет назад появившемуся в нашем городе: он дал казанцам возможность понять, какой это кайф – слушать живую музыку, возможность оценить, насколько высок профессионализм ее исполнителей, неважно, в каком жанре они работают…

А ведь меньше десяти лет назад Казань оказалась в полнейшем культурном вакууме, без хорошей, качественной современной музыки. И без джаза в первую очередь. Не было ни мест, где можно было бы послушать настоящий джаз, ни людей, которые бы эту музыку грамотно исполняли. Закрылся культовый клуб «Веселый Роджер», перестал финансироваться любимый многими фестиваль «Джазовый перекресток», промоутеры больше не привозили известных зарубежных и российских исполнителей, а местные музыканты не давали концертов просто потому, что экономическая ситуация вынудила большинство из них отправиться на заработки в Москву… Мы с Анохиным тоже думали уехать. Но в один прекрасный момент нас осенило: зачем куда-то стремиться, если здесь – поле непаханое! Здесь нас знают и никому ничего не нужно доказывать. Нужно просто «распахать», и сделать это красиво – так, чтобы нам поверили, за нами пошли. Зарядившись нашим энтузиазмом, Игорь Зиссер, легендарный для джазовой Казани человек, автор и организатор «Джазового перекрестка», хотел даже подарить нам этот раскрученный, но немного подзабытый бренд. Но мы решили, что «Джазовый перекресток» будет только «Джазовым перекрестком» Игоря Зисера! А мы сделаем нечто новое, свое. Так родился бренд «Art Of Jazz Company» - международный клуб для всех, кто не равнодушен к искусству в стиле джаз.

И джаз, и звезды, и любовь

«Art Of Jazz» мы открывали как клуб – но не привязанное к какому-то месту заведение, а как сообщество музыкантов, которые работают на самых разных площадках. 22 апреля клубу исполнится три года – именно в этот день в 2007 году мы организовали первый клубный джазовый концерт в КРК «Пирамида». Сейчас мы выросли – и в республике, и в России – настолько, что позиционируем себя как крупную промоутерскую компанию.

Деятельность «Art Of Jazz Company» делится на три ветви. Первая отвечает за проведение джазовых фестивалей, вторая – за организацию концертов известных мировых джазовых артистов в Казани. Мы привозили в Казань почти всех российских музыкантов, работающих в различных направлениях джаз и соул. Много зарубежных артистов, мировых звёзд сотрудничают с нами на постоянной основе – это значит, что все они могут приехать в Казань по первому нашему приглашению. Наш город очень амбициозен – это доказывают культурные и спортивные события последних лет. И я тоже амбициозна. Поэтому стремлюсь поднять статус «Art Of Jazz Company» до международного музыкального промоутера. Возможно, в скором времени это получится. Речь идет об очень солидном международном уровне, который позволит нам привозить мега-звезд на особых условиях. Уже в ближайших планах – привезти международный фестиваль «Pori Jazz» – знаменитый мировой бренд из Финляндии, и фестиваль современной музыки «Брауншвейгские диагонали» из Германии... Третье направление работы «Art Of Jazz Company», концептуальное event-агентство, мы начали двигать совсем недавно.

Что касается фестивалей, то в первую очередь это главная наша гордость – «Джаз в усадьбе Сандецкого», фестиваль импровизационной музыки, ставший в Казани традиционным и очень популярным. Этот фестиваль мы проводим летом – в июле и августе. На протяжении двух месяцев раз в неделю в уютном сквере Государственного музея изобразительных искусств проходят волшебные перфомансы, в которых джаз – от мейнстрима до джаз-рока и авангарда - объединяется с живописью, хореографией, искусством фотографии… Каждый такой вечер – неповторимое действо, квинтэссенция современного импровизационного искусства. В прошлом сезоне фестиваль вызвал такой ажиотаж, что мы, организаторы, не знали что делать: парковая зона музея не вмещала такого числа зрителей! Помню, в один из вечеров собралось около 860 человек…

Другое грандиозное мероприятие – фестиваль французского джаза «Le Jazz» – в апреле этого года впервые откроется в Казани, хотя уже в шестой раз проводится в России, в Москве и в Петербурге. До других городов фестиваль не доходил, и это огромное упущение… Только представьте: весна, любовь, Франция, джаз. Лучшей связки и быть не может! Ведь что такое джаз? Это прежде всего «разговор о любви». Я знаю только одну джазовую песню не о любви, она называется «Червяк» («Inchworm»). Но, по-моему, и там «поползновения» к любви, пусть и в эстетике «прекрасного в безобразном», проскальзывают… А первая ассоциация, которая приходит на ум при слове «Франция» - чувства. Французский джаз, пожалуй, лучшее, что создало современное искусство с точки зрения красоты и восприятия джазовой импровизации. Ведь каждая страна привносит в музыку что-то свое. Джаз Польши и Германии – прогрессивный, авангардный, интеллектуальный. Швецию отличает невероятно мягкий стиль, очень красивый. Там поет вокалистка с тончайшим вкусом Виктория Толстой, внучка Льва Толстого. Оттуда родом певец и тромбонист Нильс Ландгрен. Но той же Швеции принадлежит очень экстравагантная, глубокая, с массой звуковых экспериментов, музыка моего любимого коллектива «EST»... С Норвегией связано творчество Яна Гарбарека – немного «прохладное», пространственное, прозрачное, но в то же время, очень наполненное и яркое звучание его саксофона словно «эхо в горах» отсылает к образам норвежского фольклора… Франция же привнесла невероятный мелодизм, эстетику романтизма, красивейшие джазовые (и не только!) темы, гармонию, особые чувственные эмоции. Это очень чувственный джаз. Кроме того, сегодня во Франции живет и работает более трех тысяч великолепных джазовых музыкантов, артистов высочайшего класса – нигде в Европе такого нет.

Я два года мечтала привезти фестиваль «Le Jazz» в Казань. Это не только очень дорого, но сложно по организации. Мы долго вели переговоры с авторами проекта в России – крупным московским концертным агенством «АртМания», – и в этом году наконец все сложилось. Главная фишка шестого фестиваля «Le Jazz» в том, что откроется он именно в Казани, и только потом пройдет в Москве и Санкт-Петербурге. В перекрестный год России и Франции нашему красивому, невероятно честолюбивому городу выпал шанс принять столь масштабное для Европы событие. Главным гостем фестиваля станет Ришар Гальяно (Richard Galliano) – гениальнейший французский музыкант и композитор, виртуозный, обожаемый во всём мире мастер игры на аккордеоне и бандонеоне. Его «Tangaria Project» – это прежде всего великолепные музыканты, исполняющие неподражаемую музыку, в которой джаз талантливо сочетается с танго и французскими музыкальными традициями. Фестиваль откроет и маэстро Эрик Ленини (Eric Legnini) – бельгиец, признанный лучшим пианистом Европы, он выступит с прекрасным барабанщиком Франком Агуйоном (Franck Agulhon). Россию будут представлять Николай Моисеенко – наш знаменитый саксофонист, который уже много лет работает с крупными мировыми звездами, – и молодой перспективный контрабасист Сергей Геер. Я тоже спою. На французском. Думаю, что это будет очень красивая песня из культового фильма «Лето 42-го», музыку к которому написал Мишель Легран…

Самое интересное, что Казань, опять же благодаря своей амбициозности, не остановилась на почетном праве принять открытие фестиваля. «Le Jazz» стал поводом для проведения «Дней Франции в Казани» – события очень масштабного, в котором примут участие многие структуры города, от политики и бизнеса до искусства и индустрии развлечений. А в главный день, в день открытия фестиваля «Le Jazz». Ведь Франция без Haute couture – это как джаз без любви.

Назад


© 2002-2017. Все права защищены. Учредитель и издатель журнала ООО "Лайт Компани" (420111, Республика Татарстан, Казань, ул. Баумана, д. 52). Журнал зарегистрирован в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (свидетельство ПИ № ФС77-33699) Разработка и поддержка сайта
Vydr