Казань, ул. Баумана 52

Прямая речь

Об утечке мозгов

Почему говорим об утечке мозгов? Лучше говорить об их миграции. Чтобы была миграция, необходимо создавать условия, способствующие не только для выезда ученого за пределы России, но и для его эффективного развития здесь, а также для гармонизации деятельности ученого, как за пределами России, так и на ее территории. Условия и там и здесь должны способствовать, а не препятствовать развитию. Очень простой пример? Полученная за границей степень Ph.D. (Doctor of Philosophy, – доктор философии. Ред.) до сих пор никак не гармонизована с нашими – кандидатом или доктором наук. Попробуйте устроиться профессором у нас с Ph.D. Получается далеко не всегда.

Талантливый человек стремится вперед. Он будет реализовываться там, где среда позволяет делать это наиболее эффективно. При малейшей возможности он останется, не в той, так в другой стране.

Часто там (за границей. Ред.) остается научная среда, в которую он сам себя инкорпорировал: системы грантов, оборудование, связи в научном и бизнес-сообществе, бытовые условия. Не всегда все это в полном объеме соответствующее уровню ученого и его научному направлению, можно найти в России.

Кстати, по пирамиде Маслоу сначала должны быть удовлетворены базовые потребности, а затем уже статус. С творческими личностями не всегда срабатывает. В «Мастере и Маргарите» Булгаков очень хорошо показал дом Грибоедова и его жителей.

Плохо, когда у ученого нет мотивации зарабатывать деньги на новом знании, на новом оборудовании. Мотивация – немаловажный фактор. В США или Израиле много ученых из Казани работает. «Вернетесь?» – «Вернемся, а чем заниматься у вас и на чем? У вас материально-техническая база старая, бизнес-процессы и система мотивации отсутствует в университетах.»

О мотивации на работу

Один знакомый выехал в Израиль и все свои деньги потратил не на дом, автомобиль и прочие блага жизни, а на приобретение дорогого исследовательского оборудования для нанотехнологической лаборатории (собственной!!!). Три года работал, отказывал себе во всем и заработал на этом оборудовании много больше первоначально потраченного. Спрашиваю: как ты решился? Был позыв, говорит. Он понимал, что в Израиле, где автомобиль и дом – дорогие удовольствия, он потратит на них единовременно деньги, и все. Его «жаба душила», решил обеспечить себя и на будущее, поэтому и рискнул.

Думаю, что существенную роль играет надежность среды. Человек был уверен в стабильности общества, поэтому мог запланировать обеспечить себя системным доходом, а затем уже заняться потреблением.

Во времена Советского Союза ученым, выезжающим в научную командировку за границу, кружил голову воздух «свободы». Считалось, что с их мозгами за границей у них есть возможность получать хорошие деньги. Не у всех получилось, пришло понимание, что выживают только самые успешные. А вопрос, как всегда, стоит так: где есть возможность самореализации в кратчайшие сроки, здесь или там? Часто слышу: у бизнесменов ответ очевиден – в России, а ученым это проще пока сделать за границей. Хорошо, что уже и в России у ученых получается.

Не все выдерживают научную гонку за рубежом. Ведь европейский или американский университет поддерживает тебя только до тех пор, пока ты публикуешь статьи, за которые платят хорошие деньги (в том числе и в университет), приносишь патенты (в университет), гранты (часть идет в университет). Если этого нет, университет в тебе не заинтересован. Если ты не умеешь продаваться, у тебя возникает масса проблем. В России подход уже становится похожим. Минус тот же. Но вот проблема: когда крутишься, если активный, то не всегда получается еще пока тот же плюс (так же много), как и за пределами России. А это задача развития.

Знаю, что у многих наших ученых, уехавших на работу в США, возникли в этот кризис проблемы с выплатой по ипотеке. Появился мотив оттуда обратить внимание на Россию, но о массовых возвращениях пока не слышал.

О модернизации

К сожалению, чаще слышу только о технике, которая модернизирует экономику. Где же человек, и его развитие, развитие компетенций. Кстати, когда делаешь, что-то новое (опыт есть), то не просто понимаешь, а чувствуешь, что «Кадры решают все» – это не просто лозунг.

О Силиконовой долине и Академгородках

Академгородок, в котором размещаются заказы на исследования (и есть перспективы на многие лета), и есть Силиконовая долина.

Это может быть деревня или город. Создается такое поселение для экономии накладных расходов – на работу можно пройтись пешком по красивой аллее, не нужно тратиться на автомобиль, бензин. Это дома, детские сады, школы. Замечательно, но должны быть заказы, которые позволят все это содержать. И, главный вопрос, кто будет собственником этих территорий, зданий, инфрастуктуры.

Академгородок в советское время – это сосредоточение ученых, исполняющих госзаказ. Не будет его – ученые разбегутся. Кстати, в условиях рыночной экономики можно и не государственный заказ, можно задачи от бизнеса – от стратега. Заказ от нефтяников или газовиков, ну если рынок там, то почему бы и нет. Газовики или нефтяники – хороши для роли стратегов. Например, «Газпром» – как нечто большое и с деньгами нужен для того, чтобы мелкие бизнесы знали, кому они продадут свои разработки. Ну, а когда ты знаешь, что Газпрому твоя работа нужна, и деньги у Газпрома есть, то почему бы не постараться сделать хорошо?

Если госзаказ от военных, то это будут закрытый режимный городок. Если заказ пойдет исключительно от военного ведомства, то будет ли там место малому бизнесу? Зависит от гибкости системы охраны интеллектуальной собственности, а значит, и режима тайны.

О роли военных заказов

Хорошо известно, что многие военные разработки позже адаптируются для гражданских целей. Бизнес должен «подхватывать» их, тогда получается серьезный эффект. Электронные схемы для игровых приставок – это один из примеров (Nintendo). Вы думаете, это начиналось не для спутниковых систем? Деньги на разработку давали под военных. А вот заработали на потребительском рынке.

О роли государства

Силиконовая долина – это наш Академгородок, где государство определяет стратегию, а большое число малых бизнес-компаний формируют конкретные заказы ученым. Если есть стратег – можно создать не только деревню, – целый город.

Государство должно сформулировать свою позицию, должно создать условия для возникновения финансовых и инфраструктурных инструментов развития инновационных проектов.

О финском чуде – истоки NOKIA

Финны попали в кризис вместе с нами: когда нефть упала в цене, их деревообрабатывающая и обувная отрасли, ориентированные на наш громадный рынок, оказались невостребованными (у нас кончились деньги). Однако через десять лет они вышли на докризисный уровень, но уже с совершенно другим экономическим укладом, укладом высоких технологий.

Директор по инновациям компании NOKIA рассказывал: «Сергей, никакими исследованиями и разработками нет смысла заниматься, пока на это нет социального заказа. У нас страна старая, проблемы пожилых людей такие же, как и у вас были в Советском Союзе. И так же, как у вас, был Минздрав, и так же, как у вас, Минздрав старался, но его работа никого не устраивала (может, не устраивала больше, чем в СССР). В Финляндии есть венчурный фонд SITRA, который создал свои медицинские клиники для граждан Финляндии. В первом случае затраты несло государство, а во втором SITRA (кстати, для клиентов обслуживание в обоих случаях было бесплатным). Качество обслуживания, а значит, и популярность клиник SITRA было значительно выше, чем в государственных. Когда эти данные стали известны парламенту Финляндии (проанализировали популярность и затраты: выбрали тех, у кого популярность выше, а затраты меньше), государственных клиник не стало в том виде, в котором они были. Это был звездный час для тогда еще молодой компании NOKIA, потому что именно она стала оснащать эти клиники приборами и оборудованием». Пример формирования социального заказа на технические инновации.

О важности взаимопонимания государства и бизнеса

В Финляндии пенсионеры были как национальная идея. Теперь у них национальная идея – школьники. Раньше финские школьники толстели от нездорового питания. Появились машины, производящие яблочные чипсы, буфеты здорового питания. Правительство поддержало компании, которые занимались этими машинами и буфетами, и те быстро поднялись! Импульс шел из бизнеса, но государство понимало важность направления. Это еще один пример формирвания социального заказа на инновации.

Как результат, по индексу глобальной конкурентоспособности государства Финляндия занимает первое место в мире, а Россия – 67-е.

О перспективах Татарстана

По мнению зарубежных экспертов, с которыми удалось поработать, регионы России, в которых вероятнее всего начнется инновационный рост, это Татарстан и Тюмень. Здесь есть серьезный научный потенциал, хорошо развитая бизнес-среда, есть зарубежные инвестиции. Нужно выбрать путь и упорно двигаться по нему. И это у Татарстана получается лучше. К тому же здесь высока политическая стабильность.

О менталитете и жадности

Во многих странах успешные люди скромно одеваются и ездят на работу на велосипедах. Такой вот менталитет. В этих странах странно выглядит человек не в кедах, не в джинсах, на большой машине.

Владелец ИКЕА говорит, что он пользуется велосипедом из жадности – не нужно тратить деньги на бензин. А вот арабы любят ездить на золоченых машинах, в Америке ни в чем себе не отказывают. Другой менталитет.

Главный вопрос любого менталитета: умеешь ли ты пользоваться своими мозгами.

Назад


© 2002-2017. Все права защищены. Учредитель и издатель журнала ООО "Лайт Компани" (420111, Республика Татарстан, Казань, ул. Баумана, д. 52). Журнал зарегистрирован в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (свидетельство ПИ № ФС77-33699) Разработка и поддержка сайта
Vydr