|
|||||||||||||||||||
|
Забудьте слово «кризис»Потребители России и ЕС считают деньгиПотребители в России и в Европе демонстрируют различные способы экономии средств во время экономического кризиса. Такие данные были получены в ходе международного «Исследования европейских потребителей 2010», проведенного немецкой транснациональной исследовательской группой GfK. Было опрошено более 10 тысяч потребителей в возрасте от 15 лет и старше из девяти стран Европы: Германии, Франции, Великобритании, Италии, Голландии, Австрии, Испании, Польши и России. Исследование было проведено в декабре 2009 года.Исходя из ответов жителей стран Европы, на чем они предпочитают экономить деньги, было выявлено три наиболее популярных способа:
Направления экономии отражают не только национальную структуру расходов, но и особенности национального характера. В Германии экономят на крупных покупках, таких, как автомобили. Французы отказались от посещения ресторанов и кафе. Итальянцы экономят преимущественно на одежде и обуви. Голландцы – на еде. Британцы экономят на всем. Испанцы и поляки вообще не склонны экономить на чем-либо. Россияне в наименьшей степени склонны экономить на алкоголе. Россияне готовы экономить, в первую очередь, на одежде и обуви (как итальянцы), на крупных покупках (как немцы) и, как и большинство европейцев – на продуктах питания. В целом, своим режимом экономии россияне ближе всего к итальянцам и немцам, а наибольшее расхождение у нас с британцами. Эксперты МВФ проанализировали ход 122 экономических рецессий с 1960 года в двадцати одной индустриально развитой стране мира. Оказалось, что:
Бренды в кризисВ I квартале 2009 года опрос, проведенный TGI-Russia в городах России с населением более 100 тысяч, показал, что среди людей в возрасте 16 лет и старше финансовые затруднения из-за экономического кризиса заставили 30% опрошенных отказаться от покупки одежды и обуви, отложив их до «после кризиса», 47% опрошенных вообще не изменили своего покупательского поведения, а 7% – совершили покупку раньше, чем планировали, приняв участие в маркетинговых скидочных акциях, распродажах и т.п. Лишь 15% респондентов предпочли приобрести товары более дешёвых марок.Таким образом, подавляющее большинство покупателей (85%) не стали менять свою традиционную потребительскую ориентацию. Причем наиболее лояльными оказались потребители, для которых бренд приобретаемого товара имеет решающее значение. Максимальная уступка, на которую они готовы – покупка марочных вещей заранее, «не в сезон», на распродажах либо со скидками. Весьма показательны данные объемов продаж автомобилей в России в начале 2009 года, в самый пик кризиса. При общем падении авторынка на 40%, бросается в глаза следующее: объем продаж бюджетных автомобилей Chery упал на 82%, Great Wall –на 69%, тогда как продажи престижного Audi сократились на 14%, а BMW – всего на 2%! В целом объем продаж в премиум-классе сократился на 11%, в среднем классе – на 30%, а в эконом-классе произошел форменный обвал рынка на 56%! Это лишний раз подтверждает известный факт, что премиум- класс во время кризиса является самым устойчивым. Покупатели, ссылаясь на кризис, стараются склонить продавцов к снижению цены, но не уходят к менее престижным маркам. В крайнем случае, они откладывают покупку до лучших времен. Когда кризис заканчивается, для клиентов премиум-класса эти лучшие времена наступают раньше, чем для всех остальных. Вообще, надо иметь в виду, что покупка luxury-товаров в значительной мере является проявлением демонстративного расточительства, и это становится визитной карточкой потребителя. Кризис в этом высоком сегменте приводит не к уходу клиентов, а к формированию отложенного спроса. Разумной стратегией продавца в этот период должно быть ожидание и отказ от попыток стимулирования сбыта за счет избыточной рекламы или бешеных скидок. Краткая психология потребления в кризисКризис – время проявления обостренного чувства собственного достоинства у потребителей. Престижный брендовый товар дает возможность подпитывать это чувство, помогает, несмотря на ситуацию, позиционироваться успешным человеком. В первую очередь, такое позиционирование важно для человека в его собственных глазах.И, тем не менее, отношение к брендам у россиян, так же, как у европейцев и американцев, под влиянием кризиса становится более требовательным. Покупатели оценивают действительно уникальные потребительские свойства товара, а не только его имиджевую составляющую. Демонстративное потребление замещается демонстративно прагматическим потреблением. Этот процесс намного легче протекает у народившегося среднего класса, подвергшегося в кризис принудительному «финансовому обрезанию». Характерное для скандинавских стран социально ответственное потребление, когда даже очень богатые люди привычно ведут экономный образ жизни, пока не нашло подходящей почвы в России – слишком уж тяжела денежная интоксикация некоторых наших граждан. Суперконсьюмеры и люди XXI векаВ нашем относительно молодом обществе потребления маркетологи обнаружили в кризисное время, говоря медицинским языком, потребительские новообразования.Компания COMCON по результатам исследования Premier 2009, посвященного покупательскому поведению обеспеченных слоев населения, выделила слой так называемых суперконсьюмеров. Суперконсьюмеры – люди, которые благодаря своему материальному положению даже в кризис продолжают покупать дорогостоящие товары и услуги: автомобили, финансовые продукты, недвижимость, одежду и аксессуары luxury-брендов, ювелирные изделия, высококлассную цифровую технику, элитный алкоголь и т.п. Суперконсьюмерами COMCON называет 10% москвичей в возрасте 25-54 лет со средним доходом 70 тыс. рублей в месяц. Вот некоторые результаты исследования COMCON:
Вот краткое описание людей ХХI века:
Назад |
||||||
|
|||||||