Казань, ул. Баумана 52

Кризис капитализма - кризис морали?

Взгляд первый. Философский

Деньги – это смерть. На бессознательном уровне…

«Кризис, который мы переживаем, не является только финансовым. Прежде всего, это кризис нашей морали», – так считает философ Эммануэль Дежарден. Его книга «Позаботьтесь о мире» уже стала бестселлером в Европе. Вторая книга, о которой сейчас так много говорят, – «Капитализм и импульс смерти», написанная Жилем Достале и Бернаром Мари. В книге рассказывается о теоретическом споре классика психоанализа Зигмунда Фрейда с экономистом Джоном Кейнсом, который они могли бы провести, если бы встретились в столь памятном всему миру 1929 году. И если Фрейд выступает как пессимист, то Кейнс надеется, что в 2030 году люди отодвинут экономику на второй план, чтобы целиком посвятить себя культуре и «искусству жить».

Выводы авторов книги шокируют представителей среднего класса: «Капитализм разрушает личность. На бессознательном уровне деньги – это смерть»…

Кто «умирает»?

Как обычно, источником подобных рефлексий служит Франция, где скептические настроения относительно капитализма никогда не исчезали полностью со времен Парижской Коммуны. Интересно заметить, что общественность, в большинстве своем, вначале восприняла кризис с чувством скандального падения морали в обществе. Еще год назад мир узнал о скандале с банком «Сосьете Женераль», вторым по величине банком Франции. Его сотрудник Жером Кервьель нанес ущерб банку на пять миллиардов евро. Фантастическое мошенничество стало возможным из-за «серьезных недостатков системы внутреннего контроля». Сам же Кервьель напрямую обвинил руководство своего банка в том, что это оно заставляло заниматься его сверхрисковыми операциями.

Пять миллиардов евро, это, конечно, большие деньги… Но вот пример, который точно войдет в историю: крах финансовой пирамиды, выстроенной экс-главой американской фондовой биржи Nasdaq Бернардом Мэдоффом. Ущерб от действий Мэдоффа оценивается сегодня в 50 (!) миллиардов долларов. Ущерб, при оценке которого наши отечественные аферисты типа братьев Мавроди нервно курят в сторонке. В деле фигурируют суммы, сопоставимые с бюджетом небольших государств. Тем не менее, все всех устраивало, пока пирамида не рухнула под тяжестью гигантских долгов. А вкладчики (которых никогда не интересовало, откуда берутся их прибыли) почувствовали себя обманутыми в лучших чувствах.

Зачем им столько?

В западном мире этот вопрос все чаще задается как на уровне ведущих ток-шоу, так и на уровне правительств и государственных деятелей. Обсуждается на страницах газет и становится темой научных докладов. И все чаще финансовый кризис характеризуется как проблема нравственного характера, а также как угроза «самому святому» – покупательской способности граждан.

Нужно ли наказывать ответственных за «моральную деградацию» капитализма? Конечно, считают многие европейцы. Однако есть ли гарантия того, что подобная ситуация не повторится? Нет, если не создать новой морали и правил для финансистов, управляющих денежными потоками. Будет ли это эффективно? Что должны сделать для этого правительство и парламент?
Вопросы, вопросы… Ответов на которые пока нет.

Разумная достаточность

Под влиянием общественных настроений, некоторые американские деятели вновь напоминают «об аморальности духа чистогана». Извлекая из библиотечных фондов труды Маркса, они сегодня обращаются к недавно избранному президенту США Бараку Обаме с призывами «обуздать дух безоглядной наживы». Правда, признать гневную риторику старины Маркса для нынешних реформаторов капитализма – слишком тяжело.

Поэтому вспоминают слова президента Франклина Рузвельта: «Мы всегда знали, что бездумное стремление к прибыли – плохая мораль, теперь мы все знаем, что это еще и плохая экономика». Ведущий американский профессор-экономист Пол Робин Кругман уточняет: «Мы живем в такое время, когда верно и обратное, и сегодня хорошая мораль – это хорошая экономика. Помогать нуждающимся во время кризиса –- это способ избежать безработицы и поставить предел экономическому спаду».

Прогресс против морали

Хорошо это или плохо, но получение сверхприбыли пока остается главным двигателем капиталистического мира. А с развитием современных коммуникаций (появлением тех же самых электронных бирж) соблазн безумных денег, вне заботы о последствиях, становится для многих непреодолимым.

Да и зачем, например, владельцу картеля думать о развитии и сохранении своего филиала, если за счет игры на бирже акциями компании можно получить за один день прибыли больше, чем раньше – за годы упорного труда? Причем жить он сам может не рядом со своим заводом или фабрикой, как раньше – опасаясь волнений и забастовок, а вообще на другом краю света. Какое ему дело до филиала в Чехии, например, если сам он живет в Монако или Флориде? А нанятые управляющие, топ-менеджеры, будут выколачивать из рабочих последнее и пускаться во всевозможные биржевые авантюры, не особо заботясь о последствиях. Ествественно, что подобный цинизм начинает казаться вызывающе безнравственным. Особенно на фоне кризиса, когда большинство вынуждено экономить и с ужасом думать о завтрашнем дне.

Взгляд второй. Научный

Классики либерализма против социализма

Совсем другую позицию занимают серьезные западные экономисты, сторонники «классического либерализма», которых не вдохновляют рецепты преодоления кризиса путем улучшения морали и религиозных дискуссий.

Один из современных апологетов так называемой «австрийской экономической школы» (Людвига фон Мизеса и Фридриха Хайека) профессор Хесус Уэрта де Сото призывает вообще отказаться от социализации банковской сферы и ликвидировать орган денежного планирования – Центральный банк. «В денежном и кредитном секторах так называемых рыночных экономик до сих пор действует реальный социализм, представленный государственными деньгами, центральными банками и финансовым административным регулированием», – считает де Сото.

Долой центробанки!

По мнению его коллег де Сото нынешняя банковская система имеет тенденцию ухудшать и усиливать систематические искажения и ошибки в распределении инвестиций, которые плановики, работающие на центральные банки, вызывают в производственной структуре реальной экономики.

Эти искажения проявляются в виде финансовых «пузырей» – периодов экономического подъема, повсеместных инвестиционных ошибок, с последующими периодами кризиса, рецессии и безработицы. Чтобы избежать подобных (в общем-то неизбежных при капиталистической системе) вещей, предлагается простой рецепт – подчинить все частные банки традиционным принципам права, согласно которым никто, даже банкиры, не будет обладать привилегией отдавать в заем то, что хранится ими как вклад до востребования…

Что важнее – право или мораль?

Ответа на этот вопрос за 350 лет существования капитализма не нашли. Поэтому сегодня общества, правительства многих стран мечутся в поисках выхода. Среди западных экономистов становится все более популярен термин «финансовая шизофрения». Власти принимают взаимоисключающие друг друга меры: объявляют борьбу с инфляцией и начинают вливать в финансовую систему ликвидность, необходимую для предотвращения краха. Правительства США и европейских государств уже объявили о покупке неликвидных активов у банков, и даже о покупке их собственных акций, национализируя частную банковскую систему полностью
или частично …

Во всем виноват Кальвин

Почему капитализм зародился именно в Европе, и отчего сегодня европейское общество так болезненно реагирует на кризисы? Как социологи, так и экономисты прекрасно знают о тезисе Вебера. В начале прошлого века известный германский социолог и историк хозяйства Макс Вебер написал, что причиной бурного развития капитализма в Европе, в частности во Франции, стали успехи Реформации. А именно - представления о новой христианской морали, разработчиком которой выступил один из основоположников протестантизма Жан Кальвин.
 
Кальвин утверждал, что еще до создания Мира Бог заранее решил, кого изберет к спасению, а кто обречен гореть в аду. Поэтому многие европейцы верили: если Господь тебя любит, то будет тебе всегда помогать.

То есть если ты социально и карьерно успешен, значит, у тебя с Богом отношения добрые, и ты – добрый христианин. А если разорился, значит, плохой… Таких людей пасторы отлучали от причастия и даже от церкви. Кальвинизм вообще резко отрицательно относился к праздному времяпрепровождению, а также к роскоши в потреблении, тем самым поощряя трудолюбие, прилежание и бережливость (давая моральную санкцию, как сказали бы экономисты, повышенной норме сбережения). И люди старались работать изо всех сил, без устали зарабатывая, зарабатывая, зарабатывая…

Все на борьбу с атеизмом?

Возможно, что подобная социальная модель и могла приносить результаты в хозяйстве, но только в условиях всеобщей религиозности. А западный мир ушел от этого еще в девятнадцатом веке. Но может, наступило время (по крайней мере для кого-то) вернуться в прошлое, чтобы изучить опыт и старые ошибки? Так или иначе, для преодоления нынешней ситуации все средства будут хороши.

Назад


© 2002-2017. Все права защищены. Учредитель и издатель журнала ООО "Лайт Компани" (420111, Республика Татарстан, Казань, ул. Баумана, д. 52). Журнал зарегистрирован в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (свидетельство ПИ № ФС77-33699) Разработка и поддержка сайта
Vydr