|
|||||||||||||||||||
|
Кризис капитализма - кризис морали?Взгляд первый. ФилософскийДеньги – это смерть. На бессознательном уровне…«Кризис, который мы переживаем, не является только финансовым. Прежде всего, это кризис нашей морали», – так считает философ Эммануэль Дежарден. Его книга «Позаботьтесь о мире» уже стала бестселлером в Европе. Вторая книга, о которой сейчас так много говорят, – «Капитализм и импульс смерти», написанная Жилем Достале и Бернаром Мари. В книге рассказывается о теоретическом споре классика психоанализа Зигмунда Фрейда с экономистом Джоном Кейнсом, который они могли бы провести, если бы встретились в столь памятном всему миру 1929 году. И если Фрейд выступает как пессимист, то Кейнс надеется, что в 2030 году люди отодвинут экономику на второй план, чтобы целиком посвятить себя культуре и «искусству жить».Выводы авторов книги шокируют представителей среднего класса: «Капитализм разрушает личность. На бессознательном уровне деньги – это смерть»… Кто «умирает»?Как обычно, источником подобных рефлексий служит Франция, где скептические настроения относительно капитализма никогда не исчезали полностью со времен Парижской Коммуны. Интересно заметить, что общественность, в большинстве своем, вначале восприняла кризис с чувством скандального падения морали в обществе. Еще год назад мир узнал о скандале с банком «Сосьете Женераль», вторым по величине банком Франции. Его сотрудник Жером Кервьель нанес ущерб банку на пять миллиардов евро. Фантастическое мошенничество стало возможным из-за «серьезных недостатков системы внутреннего контроля». Сам же Кервьель напрямую обвинил руководство своего банка в том, что это оно заставляло заниматься его сверхрисковыми операциями.Пять миллиардов евро, это, конечно, большие деньги… Но вот пример, который точно войдет в историю: крах финансовой пирамиды, выстроенной экс-главой американской фондовой биржи Nasdaq Бернардом Мэдоффом. Ущерб от действий Мэдоффа оценивается сегодня в 50 (!) миллиардов долларов. Ущерб, при оценке которого наши отечественные аферисты типа братьев Мавроди нервно курят в сторонке. В деле фигурируют суммы, сопоставимые с бюджетом небольших государств. Тем не менее, все всех устраивало, пока пирамида не рухнула под тяжестью гигантских долгов. А вкладчики (которых никогда не интересовало, откуда берутся их прибыли) почувствовали себя обманутыми в лучших чувствах. Зачем им столько?В западном мире этот вопрос все чаще задается как на уровне ведущих ток-шоу, так и на уровне правительств и государственных деятелей. Обсуждается на страницах газет и становится темой научных докладов. И все чаще финансовый кризис характеризуется как проблема нравственного характера, а также как угроза «самому святому» – покупательской способности граждан.Нужно ли наказывать ответственных за «моральную деградацию» капитализма? Конечно, считают многие европейцы. Однако есть ли гарантия того, что подобная ситуация не повторится? Нет, если не создать новой морали и правил для финансистов, управляющих денежными потоками. Будет ли это эффективно? Что должны сделать для этого правительство и парламент? Вопросы, вопросы… Ответов на которые пока нет. Разумная достаточностьПод влиянием общественных настроений, некоторые американские деятели вновь напоминают «об аморальности духа чистогана». Извлекая из библиотечных фондов труды Маркса, они сегодня обращаются к недавно избранному президенту США Бараку Обаме с призывами «обуздать дух безоглядной наживы». Правда, признать гневную риторику старины Маркса для нынешних реформаторов капитализма – слишком тяжело.Поэтому вспоминают слова президента Франклина Рузвельта: «Мы всегда знали, что бездумное стремление к прибыли – плохая мораль, теперь мы все знаем, что это еще и плохая экономика». Ведущий американский профессор-экономист Пол Робин Кругман уточняет: «Мы живем в такое время, когда верно и обратное, и сегодня хорошая мораль – это хорошая экономика. Помогать нуждающимся во время кризиса –- это способ избежать безработицы и поставить предел экономическому спаду». Прогресс против моралиХорошо это или плохо, но получение сверхприбыли пока остается главным двигателем капиталистического мира. А с развитием современных коммуникаций (появлением тех же самых электронных бирж) соблазн безумных денег, вне заботы о последствиях, становится для многих непреодолимым.Да и зачем, например, владельцу картеля думать о развитии и сохранении своего филиала, если за счет игры на бирже акциями компании можно получить за один день прибыли больше, чем раньше – за годы упорного труда? Причем жить он сам может не рядом со своим заводом или фабрикой, как раньше – опасаясь волнений и забастовок, а вообще на другом краю света. Какое ему дело до филиала в Чехии, например, если сам он живет в Монако или Флориде? А нанятые управляющие, топ-менеджеры, будут выколачивать из рабочих последнее и пускаться во всевозможные биржевые авантюры, не особо заботясь о последствиях. Ествественно, что подобный цинизм начинает казаться вызывающе безнравственным. Особенно на фоне кризиса, когда большинство вынуждено экономить и с ужасом думать о завтрашнем дне. Взгляд второй. НаучныйКлассики либерализма против социализмаСовсем другую позицию занимают серьезные западные экономисты, сторонники «классического либерализма», которых не вдохновляют рецепты преодоления кризиса путем улучшения морали и религиозных дискуссий.Один из современных апологетов так называемой «австрийской экономической школы» (Людвига фон Мизеса и Фридриха Хайека) профессор Хесус Уэрта де Сото призывает вообще отказаться от социализации банковской сферы и ликвидировать орган денежного планирования – Центральный банк. «В денежном и кредитном секторах так называемых рыночных экономик до сих пор действует реальный социализм, представленный государственными деньгами, центральными банками и финансовым административным регулированием», – считает де Сото. Долой центробанки!По мнению его коллег де Сото нынешняя банковская система имеет тенденцию ухудшать и усиливать систематические искажения и ошибки в распределении инвестиций, которые плановики, работающие на центральные банки, вызывают в производственной структуре реальной экономики.Эти искажения проявляются в виде финансовых «пузырей» – периодов экономического подъема, повсеместных инвестиционных ошибок, с последующими периодами кризиса, рецессии и безработицы. Чтобы избежать подобных (в общем-то неизбежных при капиталистической системе) вещей, предлагается простой рецепт – подчинить все частные банки традиционным принципам права, согласно которым никто, даже банкиры, не будет обладать привилегией отдавать в заем то, что хранится ими как вклад до востребования… Что важнее – право или мораль?Ответа на этот вопрос за 350 лет существования капитализма не нашли. Поэтому сегодня общества, правительства многих стран мечутся в поисках выхода. Среди западных экономистов становится все более популярен термин «финансовая шизофрения». Власти принимают взаимоисключающие друг друга меры: объявляют борьбу с инфляцией и начинают вливать в финансовую систему ликвидность, необходимую для предотвращения краха. Правительства США и европейских государств уже объявили о покупке неликвидных активов у банков, и даже о покупке их собственных акций, национализируя частную банковскую систему полностьюили частично … Во всем виноват КальвинПочему капитализм зародился именно в Европе, и отчего сегодня европейское общество так болезненно реагирует на кризисы? Как социологи, так и экономисты прекрасно знают о тезисе Вебера. В начале прошлого века известный германский социолог и историк хозяйства Макс Вебер написал, что причиной бурного развития капитализма в Европе, в частности во Франции, стали успехи Реформации. А именно - представления о новой христианской морали, разработчиком которой выступил один из основоположников протестантизма Жан Кальвин.Кальвин утверждал, что еще до создания Мира Бог заранее решил, кого изберет к спасению, а кто обречен гореть в аду. Поэтому многие европейцы верили: если Господь тебя любит, то будет тебе всегда помогать. То есть если ты социально и карьерно успешен, значит, у тебя с Богом отношения добрые, и ты – добрый христианин. А если разорился, значит, плохой… Таких людей пасторы отлучали от причастия и даже от церкви. Кальвинизм вообще резко отрицательно относился к праздному времяпрепровождению, а также к роскоши в потреблении, тем самым поощряя трудолюбие, прилежание и бережливость (давая моральную санкцию, как сказали бы экономисты, повышенной норме сбережения). И люди старались работать изо всех сил, без устали зарабатывая, зарабатывая, зарабатывая… Все на борьбу с атеизмом?Возможно, что подобная социальная модель и могла приносить результаты в хозяйстве, но только в условиях всеобщей религиозности. А западный мир ушел от этого еще в девятнадцатом веке. Но может, наступило время (по крайней мере для кого-то) вернуться в прошлое, чтобы изучить опыт и старые ошибки? Так или иначе, для преодоления нынешней ситуации все средства будут хороши.Назад |
||||||
|
|||||||