Казань, ул. Баумана 52

Разговор о высоком

Белоснежный шатер, взятый из тягучей восточной сказки, парики в стиле xv века, военные доспехи. Нет, это не театрализованное представление, это высокая мода.

Jean Paul Gaultier
Jean Paul Gaultier
Дважды в год (в январе и июле) весь срез мирового высшего общества замирает в ожидании чуда. Чуда творческого вдохновения, совершенного кроя и величественных моделей. На несколько дней живописные уголки Парижа становятся яркой декорацией к дефиле. На последнем показе haute couture зрителей поражали разнообразием идей. Начиная со средневековых воительниц и заканчивая подготовкой для выхода в открытый космос. Модный круговорот никак не хотел систематизироваться в голове. Но главное, что удалось понять всем – высокая мода не сдает обороты.

За всю историю существования Haute Couture лейбл Дома от кутюр носило 106 Домов, на сегодня их осталось всего десять (Adeline Andre, Chanel, Christian Dior, Jean-Paul Gaultier, Givenchy, Christian Lacroix, Emanuel Ungaro, Dominique Sirop, Franck Sorbier, Jean-Louis Scherrer). Многие дома закрыли линии от кутюр, чтобы направить все свои силы на развитие прет-а-порте de lux, аксессуаров, парфюмерии (Lanvin, Nina Ricci, Feraud).

Правом называться кутюрье имеют только члены Парижского Синдиката высокой моды (Chambre Syndicale de la Haute Couture). Для этого необходимо соответствовать целому ряду строгих требований. Правила приема были разработаны еще в 1945 году. Во-первых, все производство (центральное ателье, мастерские, бутики) должно находиться в Париже и, таким образом, подпадать под юрисдикцию французского Департамента промышленности. Во-вторых, в правилах указывается минимальное количество людей, работающих на ателье, и минимальное количество представляемых моделей (созданные постоянным дизайнером Дома, на 70 % вручную). В 2001 году с целью привлечь новые лица в высокую моду эти правила были изменены. Например, количество моделей уменьшилось с 50 до 25.

Неделя от кутюр является составляющей французской культуры

«Сегодня качество превалирует над количеством», – говорит Didier Grumbach – президент Федерации Haute Couture. Из русских дизайнеров чести состоять в Синдикате высокой моды удостоился только Валентин Юдашкин. Ро вскоре он из него выбыл из-за дороговизны содержания офиса и производства в Париже. Практически все дизайнеры проходят путь от участников к членам высокой моды. Jean-Paul Gaultier с 1997 года был только приглашенным на показы от кутюр, а уже в 2001 году его официально приняли в Парижский Синдикат высокой моды. С тех пор его дом имеет право носить лейбл от кутюр. Сегодня все мировое сообщество понимает преимущество старта именно с показов такого уровня.

Американец Ralph Rucci был неизвестен в мире моды, пока не принял участие в парижском дефиле в качестве приглашенного члена показов. В результате он вдвойне увеличил продажи. Не нужно обманываться, высокая мода не может существовать без клиенток. Ателье живут благодаря заказам. Цена варьируется от 10000 до нескольких сотен тысяч евро за один предмет туалета. Это мечта, воплотить которую может очень немногие женщины. На сегодня клиентками высокой моды являются всего несколько сотен женщин, и, к несчастью, количество их все тает. Домов, способных тратить миллионы евро на организацию одного дефиле, становится все меньше (несмотря на то, что она стоит все же дешевле международной рекламной компании). Многие Дома, например Nina Ricci, – отказываются принимать участие в неделе, другие, вроде Versace, ограничиваются небольшими дефиле в демонстрационном зале. Поэтому в обществе вновь и вновь говорят об упадке и исчезновении Haute Couture.

Поймите, Haute Couture – конечно, искусство, но не музей

«Об упадке говорили в 1925 году, и в 2025 году тоже будут говорить. Высокая мода не умирает, просто позиционирует себя по-новому. Я уверен, что много женщин, способных по достоинству оценить красоту, в таких развивающихся странах, как Россия и Азия. В 60-х годах 75 процентов женщин одевались у портных. Так как понятия прет-а-порте не существовало, высокая мода была единственным бюро стиля и единственным источником признанного творчества. В 66-67-х с развитием прет-а-порте женщины стали одеваться в магазинах.

Christian Lacroix
Christian Lacroix
И, естественно, портные потеряли свои позиции. Вспомните, вплоть до 90-х годов Дома высокой моды Yves Saint Laurent, Christian Dior не выпускали никаких других коллекций, кроме как от кутюр. Они вынуждены были выпускать линии прет-а-порте, парфюмерии и аксессуаров, чтобы зарабатывать деньги. Мода «класса люкс» не устаревает, ведь это основа, то, с чего все начиналось», – утверждает Didier Grumbach.

Имидж от кутюр очень важен для французов: Dior, Jean-Paul Gaultier, Chanel. Для них это не только показатель мастерства, но и козырь по отношению к итальянским и американским конкурентам. Пока живы показы от кутюр, мы можем говорить об истинно французском люксе.

Christian Lacroix: «Мир движется к глобализации, тем тоньше люди чувствуют любое проявление индивидуальности. Марки не должны позволять себе «обрендиться». Нельзя подделываться под эпоху».

CПРАВКА LINEA D`L

По правилам Парижского Синдиката высокой моды коллекции Haute Couture должны быть созданы на 70% вручную. Именно за счет вышивок и аппликаций большинство домов выполняют это требование. Модели изготавливают без единого лекала, форма будущего наряда придается ткани булавками, потом на сколотые места наносятся метки, по которым кроят ткань. Каждое платье имеет собственный номер, его шьют из специально изготовленной для него ткани, единственной и неповторимой. Исключением был случай с одной из богатейших представительниц мусульманского мира, которая попросила Yves Saint Laurent изменить рисунок на подоле платья – вместо обнаженной женской фигуры она пожелала увидеть порхающих бабочек.



Назад


© 2002-2017. Все права защищены. Учредитель и издатель журнала ООО "Лайт Компани" (420111, Республика Татарстан, Казань, ул. Баумана, д. 52). Журнал зарегистрирован в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (свидетельство ПИ № ФС77-33699) Разработка и поддержка сайта
Vydr