![]() |
|
||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
|
![]() |
Такой загадочный ТибетЗаписки путешественника
Много лет я путешествовала по Индии, постигая ее культуру, историю, религии.. Изъездив вдоль и поперек, поняла, что буддизм – это не религия, а наука, точнее «философская наука». Работая в 29 штате Индии, бывшей португальской колонии, Гоа, я поняла, что готова увидеть Непал и Тибет, меня буквально потянуло в Гималаи – место, где «живут боги». Тибет – это тот фокус вселенской картины, без которой нет ее целостности. Недаром великие мыслители, философы, исследователи, люди искусства и литературы стремились и стремятся именно сюда. Здесь искали духовный центр земли тираны и святые. Прочитав все о стране снегов, что доступно на русском языке, я знала, что неподготовленных, праздно любопытствующих людей здесь поджидает опасность. Тибет их не впускает.
Как это проявляется? Плохое самочувствие, слабость, давление, симптомы отравления, страх, агрессия, желание немедленно покинуть страну. Бывали случаи, когда люди просто пропадали в горах. Если вы приехали подготовленными, доброжелательно-зрелыми, Тибет открывается ощущением немыслимой красоты и счастья. Полное отсутствие фиксации времени, как в детстве.
Моя дочь Василиса, которую я взяла с собой, как переводчика и друга, испытывала подобные чувства, но с 16-летней девичьей сентиментальностью. Правда, в первый день в Катманду ей было тяжело. Она постоянно задавала мне вопрос: каких я жду ответов в этом первобытнообщинном королевстве, неужели эти люди могут знать больше, ведь они даже по-английски говорят не правильно… Но не все переводится на английский и измеряется уровнем жизни. Ты должна почувствовать. И мы стали друг другу проводниками. Она восполняла мой плохой английский, я пыталась показать ей эту удивительную страну. И нам удалось! Передвигаться пришлось на всех видах транспорта: автобусах, такси, местных самолетах, вертолетах, дельтапланах, лодках, байдарках, лошадях… До Катманду билет стоит 900 долларов на человека. А дальше – отели от 15 до 70 долларов за номер. Китайская и индийская визы открываются в посольствах. Непальская виза – 30 долларов по прилету. Питание дешевое и здоровое – национальная специфика: а где ее нет? Дорожные расходы, пожалуй, самые серьезные. К тому же, нужно быть готовыми к постоянной горной серпантинной дороге и отсутствию комфорта. Я заранее по интернету разработала маршрут поездки и знала до мельчайших подробностей особенности мест, которые хотела увидеть. Было приятно, когда местное население удивлялось нашим знаниям их культуры, истории, религии. Наиболее яркие впечатления
Монастырь Капан
Входим в главный храм. Там в центре - два портрета. Первый – умершего Ламы, настоятеля монастыря и 6-летнего европейского мальчика в одеянии Ламы. Монахи нам рассказали, что, умирая, лама завещал: его реликвии сможет найти тот, в кого он реинкарнируется через 49 дней. Им оказался испанский мальчик. При перевозке одной из реликвий в виде амулета, висящей на шее настоятеля монастыря, в отеле, где остановились монахи, произошел случай. Пятилетний испанский мальчик подошел к монаху и потребовал вернуть ему его амулет. Говорил он на старом тибетском наречии. Родители мальчика были удивлены, зато монахи обрадованы. Мальчика привезли в монастырь, и он без труда нашел все оставшиеся реликвии. Пока ребенок находится в Испании, но с 9 лет переедет в Капан. Об этом написано много, но не на русском языке. До сих пор подобные легенды казались выдумкой…
Мы сидим в небольшом ресторанчике под открытым небом. Уже поздно. Вечер прохладный. Ожидая свой французский суп, обращаем внимание на молодую европейскую женщину в темном платке. Она что-то читает и ест жареный рис. Мы с дочерью спорим, сколько ей лет. Я говорю, что лет 25, а дочь, что она – старуха. Я приглядываюсь и вижу, что прямо на глазах стареет ее шея, руки, лицо. И она превращается в древнюю гурию… Вот видишь, торжествует дочь.. Не успеваю удивиться, как процесс пошел в обратном направлении. Она встает, тянется за свисающим с дерева плодом. И вот перед нами гибкая молодая девушка лет двадцати. И так несколько раз - от молодости к старости и обратно. Аппетит пропал у нас обеих. Оказалось, это голландка. Изучает древнее тибетское искусство правильного умирания («бардо») – промежуточное состояние между жизнью и смертью. цель – сохранение памяти от прошлой жизни в дальнейшей реинкарнации. Она постигла первую ступень этой практики. Читая древние писания, она невольно демонстрировала нам азы этого сложного учения. Официанты были удивлены не меньше нас. Страшно и удивительно. Долина мертвых
ПокхараЗавтра мне исполняется 50. В этот день хочу посмотреть с дельтаплана на красоту гор и суету нашей жизни. Полет назначен на 9 утра. Но король решил с раннего утра полетать на вертолете. Авиа клуб предлагает лететь мне в другой день из-за облачности и плохой видимости в более позднее время. Я не соглашаюсь. Хочу именно в свой день рождения. Ждем. В 10.45 дают разрешение. Взлетаем. Вот это адреналин! От напряжения потеют руки. Ветер пытается сорвать шлем. Пилот знаком показывает, что набираем высоту – будет потряхивать. При наклоне дельта-плана кажется, что сердце не выдержит. Но открывающийся просто космический вид: «белая ступа» размером с жемчужную сережку, блестящая нитка бус горных озер, все оттенки зеленого и игрушечные квадратики непальских построек, переходящие в заснеженные гималайские вершины, – за ставляют забыть страх. Мой пилот кричит, что самое время «класть облака в карманы» (подарок с Тибета) и протягивает мне ложку – попробовать облака на вкус, как угощение. Это у них такая традиция. Красиво! Надо мной точкой повис дельтаплан, где летит моя дочь. Как она там, что чувствует? Все-таки я ненормальная мать! Но тут на высоте тысяч метров слышу: «Happy birthday to you!». У меня слезы градом. Не могу сдержаться. Катарсис… Шаман
Кто не хочет познакомиться с настоящим тибетским шаманом? Нас любезно согласился проводить один местный альпинист. Он – шерп. Шерпы – это уникальная народность, живущая в горах на высоте 3-4 тысяч метров над уровнем моря. У обычного, неподготовленного человека на этой высоте поднимается давление, не хватает кислорода, начинаются носовые кровотечения. А для шерпов – это родина, поэтому они считаются самыми выносливыми проводниками. Мы движемся в направлении королевства «Мустнаг» (королевство в королевстве). Мистическое место, расположенное севернее массивов Аннпапурны и Джаулагири. В Мустанге нет денег. Там еще настоящий первобытнообщинный строй, это королевство, не тронутое сакральной культурой. Еще в самолете, летевшем из Дохи в Катманду, мы познакомились с Сергеем Вершиловым – другом Сенкевича. Он альпинист, режиссер, первым снял фильм о Мустанге. Раньше туда с камерой не пускали. От него мы узнали много подробностей об этом оазисе Ло. В этом королевстве проживают около тысяч человек, охраняющих тайну древних манускриптов, в которых есть указания на приход Будды Майтрейи. Виза в это королевство стоит 700 долларов, идти туда 20 дней от города Джомсом через семь перевалов, горные реки и ущелья. Но тот, кто там побывает, возвращается другим человеком, переоценив суетность жизни. Наш же путь был поближе, к одному из знаменитых тибетских шаманов - Тхуптепу. Деревня Тхики
Маленький каменный домик в центре поселка. Навстречу к нам вышел современно одетый, спортивный мужчина лет 45-и, с глубокими черными глазами. Кажется, что его папа был индус, а мама – китаянка. Типичный симбиоз тибетской внешности. Мы обменялись традиционными «Намасте» (я приветствую в тебе бога) и как-то стразу нашли общий язык (конечно, английский). Он рассказал, что шаман уже в десяти поколениях, отсюда и его «сила», о которой ходят легенды по всему Тибету и Непалу. Тхуптеп лечит любые болезни, предсказывает судьбы людей и целых стран, облегчает страдания, борется со злом. За час может побывать во многих странах, войдя в «тонкое тело»… Но чудеса все вечером, пообещал он и удалился. Еле дождались вечера. Собралась вся деревня. Многие в ярких масках, национальных костюмах. Развели костер. Факелы, живая музыка, запах костра и благовоний навевал атмосферу волшебства и праздника. Нас посадили в первый ряд и еще до выхода шамана стали угощать горячим напитком. Не пить было нельзя. Закружилась голова. Шаман появился под громкие ритмичные звуки, началось захватывающее зрелище. Сколько раз что-то подобное видела в кино, но разве можно сравнивать это с живыми впечатлениями? Если тибетская главная мантра «ом мани падме хум» действует релаксирующе, то песня и танец шамана – возбуждающе… Зверская маска, кажется, оживает и начинает подсмеиваться, ритм и звуки все учащаются и становятся громче. Краски смешиваются с огнями, запахи – со звуками. И вот кажется, что шаман уже оторвался от земли и левитирует где-то над головами. Я хочу снять все это и щелкаю фотоаппаратом, но чья-то рука властно закрывает объектив. Снимать нельзя. Проявив в Казани пленку, я поняла, что кадр не получился. Почему? Тоже загадка. Утром мы долго беседуем с шаманом о способах медитации, магии, да и просто о жизни. Тхуптеп оказался образованным человеком, знающим философию, историю, медицину. Мы подружились… На прощание он подарил нам старинный шаманский оклад как символ силы, оберегающей от зла. Внутри оклада – древние тибетские заклинания. Мы боялись, что его не разрешат вывезти, но, похоже, на границе это никого не интересовало. Наверное, мы еще не скоро сможем прочесть эти древние манускрипты, но удивительная вещь, подаренная от души, предает спокойствие и уверенность. ЧитванОхота на слонах. Слон идет вальяжно по джунглям. Он нас уже знает. Утром мы с ним купались. Мы сидим у него на спине в деревянном ящике. Трогаемся сквозь кустарники, ветки деревьев, лианы. Неизвестные растения хлещут по ногам и лицу. И вдруг видим: целое семейство черных носорогов, но они почему-то не черные, а серо-белые. Конечно, лежат они в грязевой луже – такие милые и беззащитные… Но это обманчивое впечатление. Говорят, могут затоптать. А вот, среди кустарника с белыми цветами притаилась большая пятнистая кошка – это бенгальский тигр. А на поляне – целое оранжевое облако грациозных косуль. Хищник спугнул их. Подходим ближе к реке. Разноцветные павлины перелетают с ветки на ветку и «ухают», как наши филины. Незаметными бревнышками греются на солнце аллигаторы. Слону жарко и он трубит. Мчится в воду. Мы подпрыгиваем на нем, нам смешно. И не только нам. Впереди на слоне – китайцы. «Нинь хау», кричу я им, и они тоже смеются. Наши слоны сцепляются хоботами, играют. Мы тоже забываем о возрасте, о проблемах, ждущих нас на родине, и чувствуем себя счастливыми. Гималаи! Тибет! Непал! Осуществленная мечта. Сон наяву… Брагодарим Ольгу Арнольди за помощь в подготовке материала Фото: Олег Лопаткин, Ольга Арнольди Справка Linea d`LИстория строительства Поталы – это красивая быль-сказка. Тринадцатиэтажную резиденцию предполагалось строить из двух дворцов – белого и красного. Работа была тяжелая, и далай-лама самолично сложил песню для рабочих-строителей, облегчающую их труд. Белый дворец закончили строить в 1653 году, а в 162 году во время строительства красного дворца Пятый далай-лама почувствовал приближение смерти. Опасаясь, что его кончина положит конец работам над красным дворцом, далай-лама взял клятву с приближенных скрывать его смерть до окончания работ. Получив такое заверение, лама спокойно скончался. Приближенные подыскали похожего на умершего далай-ламу монаха для официальных выходов, и действительно, смерть далай-ламы оставалась в секрете еще целых 12 лет. В 1694 году останки «руководителя строительства» - Пятого далай-ламы торжественно внесли в законченный красный дворец, ставший усыпальницей и для всех последующих далай-лам. Интересно, что само понятие «монах» во многом отличается от привычного нам христианского. Тибетский монах – существо свободное как экономически, так и духовно. Вступая в монастырь, послушник покупает или снимает себе жилплощадь. Внутренняя обстановка жилья монаха полностью зависит от его материального достатка и характера. Некоторые монахи проживают вне стен монастыря у своих родных, помогая им по хозяйству, и являются в монастырь лишь на занятия, ритуалы и раздачу милостыни. Интересно и то, что безбрачие для тибетских монахов вовсе необязательно. Женатые ламы и монахи вьют свои гнездышки за пределами монастыря, так как вход для их жен туда запрещен. Но что особенно удивительно – монахи и послушники не привязаны к своему монастырю и к своей школе, они свободно могут переходить туда-сюда, учиться и практиковаться в разных местах. Никто не имеет права требовать от монаха-ламаиста отчета о его религиозных или философских воззрениях. Он может исповедовать какое угодно учение, даже быть вообще неверующим – это его личное дело. Такая свобода объясняется особенностями буддизма как религии. ИНФО ТУРИЗМТрадиции Тибетцы очень приветливы и гостеприимны. Но и туристам очень легко соблюдать местные традиции: при приветствии добавлять слово «la» после имени человека, таким образом выражается уважение к жителю Тибета, уступать дорогу старшим, не издавать лишних звуков при еде и питье. Кухня Главные блюда тибетской кухни – жареные блины из ячменной или пшеничной муки, мясо, молочные продукты. В Тибете в еде стараются придерживаться такого принципа: летом употреблять белую пищу (молочные продукты), а зимой – красную (мясо). Блюда тибетской кухни славятся легкими, свежими и нежными ароматами. Соль, лук и чеснок – основные специи, которые используются при приготовлении. В Лхасе, Шигатце и цетанге есть множество ресторанов, украшенных в традиционном стиле, где во время обеда, наслаждаясь восхитительными блюдами местного приготовления, можно любоваться картинами и фресками, выполненными в традиционной технике и символизирующими счастье и удачу. Погода Климат на большей территории Тибета не столь экстремален, как думают многие. Однако его особенностью являются резкие перепады температур и изменения погоды в течение суток. Лучшее время для совершения поездки в Тибет – это период с апреля по октябрь. В это время устанавливается мягкая погода. Денежная единица Китайский юань или ренминби. Слово «юань» на китайском языке означает «монета». Более правильное название национальной валюты – ренминби – «народная валюта». 1 евро равен примерно 10 юаням. Назад |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
|
![]() |
|||||||||||||||
![]() |